10 лучших книг Айзека Азимова — 2019
13.12.2018 19:18:25
Эксперт: Эмилия Арье
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Айзек Азимов признан классиком научной фантастики XX века.
Еврей по национальности, русский по происхождению, американец по гражданству, писатель удостоен 20 наград международного уровня за лучшие произведения в разных номинациях.
Азимов писал о роботах, полётах во времени и между планетами, рассуждал о границах Бытия и разума. Почти все романы автора экранизированы современными режиссёрами, что говорит об актуальности его историй в XXI веке.
лучших книг Айзека Азимова
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.9
Первая в рейтинге книга «Я, робот» — это сборник из 9 фантастических рассказов, написанных с 1940 по 1950 годы. Интересно, что название позаимствовано у другого автора — Эндо Биндера, причём мысль такого «плагиата» принадлежала не Азимову, а издателю книги.
Рассказы представлены отдельными историями, связанными воспоминаниями одного человека, доктора Сьюзена Келвина, давшего интервью в 2057 году. Он – штатный робопсихолог всемирной корпорации по созданию позитронных роботов.
В рассказах красной нитью проходит одна идея, актуальная и на сегодняшний день – это поиск резонанса между законами программного обеспечения, компьютерных алгоритмов и человеческих факторов, взглядов и образа мыслей.
В историях принимают участие учёные, инженеры, политики и возможные роботы в человеческом обличии, укрывающиеся от разоблачения, а действие происходит в начале XXI века на всех планетах Солнечной системы.Когда закончилась мировая война во вселенной роботов в 1982 году, люди изобрели позитронный мозг и гипердвигатель, которые и положили начало колонизации Солнечной системы. Закон не разрешал использовать роботов на Земле, зато на спутниках, астероидах и звёздах они сполна себя оправдали.
В произведении впервые в мире сформированы 3 правила робототехники.
Конец Вечности (1955 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.8
Второй в рейтинге роман «Конец Вечности», в котором речь идёт о Вечности и путешествиях в ней. Это первое в своём виде произведение научно-фантастического плана, ставшее классикой жанра.
Действие происходит в структуре «Вечность», которая контролирует реальность и время. В неё входят люди, так называемые «вечные», способные путешествовать между столетиями.
Их задача – контроль и коррекция истории человечества. В центре внимания звезда «Немезида», звезда-спутник которой Эритро – единственный выход для человечества в преддверии угрожающей гибели.
Однако при освоении звезды возникла проблема – людей поражает «эритроническая чума».
В романе теряют привычную сущность время и положения обыденной, и даже научной жизни, Айзек Акимов используем много профессиональных терминов, значение некоторых на русский язык не переведено и на сегодняшний день утрачено. Предшествует истории «Конец Вечности» позже написанный роман «Сами Боги», который мы рассмотрим далее.
Основание (1951 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.8
Бронза достаётся роману «Основание», ставшему первым в одноимённой трилогии. Действие разворачивается в Транторианской Империи, самой большой в Галактике.
Учёный Гэри Селдон, используя математические и психоисторичексие методы, предсказывает падение Империи в течение нескольких столетий с вероятностью 92,5%, но такую информацию Комиссия Общественной Безопасности запрещает предавать огласке, опасаясь волнений и беспорядков, которые уже начинали проявляться. Столица Трантор погрязла в бюрократии и коррупции, оказавшись в сложной для маневрирования ситуации. Грядущий крах заключается в распаде Империи и возврату человечества к варварским временам, когда все достижения будут разворованы и утрачены, в частности инновационные технологии и ядерная энергия. Задача людей – собрать все ценности в Академии до момента падения Трантора.
Гэри Сэлдон ставит перед собой задачу минимизировать эффект от катастрофы, сократив время прогнозируемых варварских беспорядков с 30 000 лет до 1 000 лет и сберечь все великие знания в Энциклопедии. Найдена новая планета для жизни – Терминус, именно здесь учёный пытается сохранить все достижения человечества.
Сами боги (1972 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.7
В фантастическом романе «Сами Боги» описан контакт человека с существами из параллельной вселенной, пол которых составляют эмоциональ, пестун и рационал, а законы физики их родной планеты отличаются от земных.
Землянам более не угрожает кризис отсутствия ресурсов – Фредерик Хэллем разработал электронный Насос, обеспечиваемый неисчерпаемой чистой энергией все нуждающиеся объекты планеты.
Казалось бы, это открытие – дело случая, но за ним стоят те самые существа из другой вселенной, где гораздо сильнее ядерное взаимодействие, там возможно существование изотопов – источника энергии, нестабильной на Земле.
Роман состоит из двух частей: «Против глупости», где автор описал обмен Вольфрама-186 на Плутоний-186 радиохимиком Хэллем, случайно обнаружившим межвселенский процесс обмена материи (той самой перекачиваемой энергии).
Создавший Насос и получивший порцию славы, он не продолжил работу с «детищем» — научное обоснование и реализацию за него делали другие люди. Но оппоненты учёного считают процесс перекачки энергии опасным для вселенной и связываются с «пралюдьми». Во второй части «… Сами Боги…» автор рассказывает об обществе «пралюдей».Это глубокий, интересный и разносторонний параллельный мир, с которым интересно познакомиться читателю-любителю фантастики. Третья часть «…Бороться бессильны?» повествует о колониях на Луне, их взаимодействиями со структурами Земли.
Учёный Денисон предлагает выход – отправлять перекачиваемую энергию в другие Вселенные, чтобы не допустить гибель своей обители, для этого на Луне предлагается установить компенсирующие действие Насоса устройства.
Профессия (1957 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.6
Айзек Азимов в романе «Профессия», опубликованном в середине XX века, частично предвидел будущее, описав процесс обучения уже без книг – теперь знания зашивали в мозг посредством специальных машин.
Так восьмилетние дети в короткий срок осваивают письмо и чтение, а до 18 лет им просто незачем учиться – по достижении совершеннолетия они проходят тестирование на определение способностей, и в зависимости от этого происходит автоматический подбор профессии, и её запись в мозг.
Через пару лет по прохождению Олимпиады происходит распределение студентов по рабочим местам, престижность которых напрямую зависит от количества полученных в соревновании баллов. Свободы выбора нет, но всех всё устраивает до тех пор, пока по результату олимпиады человеку не предопределяют его судьбу.
Исключением из правил стал Джордж Плейтен, в школьные годы заинтересовавшийся программированием. Он пытается освоить дело сам, но в итоге проваливает профильный тест, не получает направление и отправляется в клинику для таких же «безпрофессиональных» людей.
Пациенты центра не теряют надежды на «полезное» будущее и пытаются обучиться делу самостоятельно, используя книги. Спустя пару лет Плейтен сбегает из клиники, попадает на Олимпиаду, не осиливает её, но понимает: мир без выбора не так справедлив, он лишает человека развития, а в больнице для «слабоумных» собраны как раз не самые глупые люди.
Они сохранили способность мыслить, учиться и делать открытия, двигая прогресс.
Обнаженное солнце (1956 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.5
Следующий в рейтинге роман «Обнажённое солнце». На планете внешних миров Солярия происходит преступление, расследовать которое местные жители самостоятельно не могут.
Для этого с Земли, с которой у жителей напряжённые отношения, приглашают опытного детектива Элайджу Бэйли – он вместе со знакомым роботом, коренным жителем Солярия, приступает к распутыванию нитей происшествия.
Единственный свидетель убийства – робот, мозг которого перегорел от невозможности предотвратить случившееся, соответственно дать показаний он не может.
Образ жизни на планете изолированный – семьи живут в поместьях, общаются преимущественно с роботами – контакт с другими людьми, и даже родственниками становится для них испытанием, совершается только в случае крайней необходимости.
Как позже окажется, расследование – лишь предлог для вызова детектива, истинная причина – обнаружение возможного заговора, угрожающего человечеству. Сыщик одновременно с расследованием убийства находит возможные причины трагедии и предлагает выход.
Вторая Академия (1953 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.5
Роман «Вторая Академия» — третья книга в цикле научной фантастики Азимова «Основание». Чтобы понять, о чём идёт речь в произведении, рекомендуем прочитать первые две книги, однако завершающая признана публикой как самая захватывающая и интригующая.
Империя Галактики разрушена, у власти остался только Союз Миров, во главе которого правитель-завоеватель с Периферии Мул, угрожающий Основанию. Он ставит цель расширить зону правления путём захвата новых галактических территорий. Планам не суждено сбыться из-за таинственной Второй Академии, находящейся на другой стороне Галактики, на самом её краю. Мул пытается найти её всеми силами.
За трилогию Айзек Азимов получил несколько литературных наград и премий – это действительно достойный внимания сборник, который оценят любители научной фантастики.
Роботы и Империя (1985 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.5
Роман из позднего творчества А. Азимова «Роботы и Империя» является продолжением других произведений о роботах, действие происходит спустя несколько веков после смерти Элайджа Бэйли. Всё больше землян покидают родную обитель и заселяют другие колонизированные планеты, это неизбежно ведёт к конфликтам с жителями других Миров.
Солирянка Глэдия Дельмар, с которой читатель познакомился ещё в «Обнажённом солнце», с Авроры отправляется на родную планету с миссией узнать, как обстоят дела – человеческая активность к тому моменту сошла на нет. Доктор Амадейро, желающий отомстить ненавистным землянам, пытается убить Глэдию, используя человекоподобных роботов с совершенным мозгом.
Робот Оливо открывает новый нулевой закон робототехники «непричинение вреда человечеству».В романе идёт борьба людей, роботов и влиятельных героев с других Миров за прекращение экспансии других планет в попытке расширить зону влияния землян в Галактике.
Двухсотлетний человек (1976 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.5
«Двухсотлетний человек» — это первая в рейтинге повесть А. Азимова, посвящённая роботам. Семья Мартинов приобретает в качестве дворецкого робота NDR, которого по-домашнему называют Эндрю. Со временем оказалось, что машина имеет творческие способности – робот стал заниматься поделками из дерева.
Хозяин снимает с Эндрю обязанности дворецкого и помогает реализовывать поделки, забирая половину выручки, вторая половина уходит на счёт робота. Инвестиции искусственный интеллект направляет на поддержание внешней оболочки, со временем он остаётся единственным непредсказуемым роботом на Земле.
Робот продолжает жить с потомками Мартинов, продолжая своё дело, а затем переключается на «очеловечивание» себе подобных машин, чтобы те могли есть, пить и думать, как люди. Он участвует в создании протезов, успешно продаёт их и становится признанным изобретателем.
Идея Эндрю – стать полноценным человеком, но юристы боятся признавать его таким из-за бессмертия. Тогда робот решается на операцию, которая приведёт к постепенному увяданию подобно старению «организма». До самого конца Эндрю думает о Маленькой мисс, дочери Сэра Мартина.
Последний вопрос (1956 г.)
Автор книги: Айзек Азимов
: 4.4
Завершает рейтинг любимый рассказ Айзека Азимова «Последний вопрос». Это короткое, но яркое произведение вмещает стремительный полёт мысли (или фантазии?) на миллионы лет вперёд до того момента, как Человечество должно прекратить существование. Автор прогоняет историю развития технологии и науки в поиске ответа на вопрос о том, как уменьшить энтропию (необратимое распыление энергии).
Рассказ «Последний вопрос» рекомендуем прочитать в первую очередь для знакомства с автором – произведение ломает границы человеческого восприятия для подготовки к полёту по просторам Галактик Вселенной, о которых пишет Айзек Азимов.
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Источник: https://expertology.ru/10-luchshikh-knig-ayzeka-azimova/
В каком порядке читать книги айзека азимова?
Айзек Азимов, один из самых «многопишущих» авторов. За свою жизнь он выпустил более 500 различных произведений, многие из которых стали не только популярными, но и заложили базу для развития научной фантастики на многие годы.
Чего только стоят сформулированные им Три закона робототехники. Роботы, кстати, это основная тема, проходящая сквозь все произведений Азимова.
И несмотря на то, что многие его книги были написаны 60 — 70 лет назад, они не выглядят устаревшими даже сегодня.
Айзек Азимов. Фото с сайта Википедия
Мы не будем описывать все его книги, их слишком много, разберем порядок чтения его основных и самых популярных серий: рассказы о роботах, сага о галактической империи и романы об Основании | Академии.
Все эти серии являются самостоятельными произведениями и в принципе их можно читать независимо друг от друга, но чтобы полностью погрузиться во вселенную созданную Азимовым, рекомендуем следующий порядок чтения его книг:
1. «Я — Робот».
Это сборник из 10 рассказов, объединенных общей тематикой и написаны Азимовым в различные годы. Как единый сборник, впервые был опубликован в 1950 году.
Рассказы можно считать зарождение новой вселенной Азимова, так как все последующие книги будут описывать дальнейшую историю человечества, происходящих в этой же вселенной.
Рассказы Сборника:
- Предисловие от лица Сьюзен Кэлвин.
- Робби.
- Логика.
- Лжец!
- Хоровод.
- Как поймать кролика.
- Выход из положения.
- Улики.
- Как потерялся робот.
- Разрешимое противоречие.
Фото с сайта Pixabay.com
2. Детектив Элайдж Бейли и робот Даниель Оливо
Следующий сборник произведений Азимова с одной сильно связанной сюжетной линией. Это детективная фантастика с двумя главными действующими лицами. Человеком — детективом и роботом с необычными свойствами, который мечтает стать человеком.
В состав сборника входят:
- Стальные пещеры — первый роман, где происходит знакомство Бейли и Р. Даниеля Оливо. Им приходится вместе расследовать убийство и все это приводит к совсем неожиданным результатам.
- Обнаженное солнце.
- Зеркальное отражение.
- Роботы зари.
- Роботы и Империя — этот роман повествует о событиях, которые происходят спустя 200 лет после действия романа «Роботы зари». Но часть героев еще жива и с ними происходят новые приключения.
Фото с сайта Википедия
3. Цикл «Галактическая империя»
Можно также встретить название — Транторианская империя.
Это три фантастических романа, которые прямо не связаны сюжетом ни с предыдущими рассказами, ни с циклом «Основание». Но все действия книг происходят в той же вселенной, на тех же планетах. И их прочтение позволяет лучше понять сущность происходящих далее событий.
Точных данных нет, но считается, что события, происходящие в цикле Галактическая империя, происходят приблизительно через тысячу лет, после событий описываемых в книге «Роботы и Империя».
- Звезды как пыль — первый роман цикла.
- Космические течения.
- Камешек в небе.
Фото с сайта Pixabay.com
4. Цикл «Основание» (или Академия)
Название цикла на английском — Foundation. Поэтому в разных переводах можно встретить русские название — «Основание» или «Академия«. Мы дальше будем использовать первый вариант.
У этого цикла книг необычная история. Изначально это была трилогия, которую Азимов написал в промежуток между 1942 и 1953 годами. Но потом, уже в 80-гг. Азимов написал еще 4 романа, два из которых по внутренней хронологии романа рассказывали о событиях до оригинальной трилогии. А другие два — о последующих.
Поэтому читать книги этой серии нужно обязательно в том порядке, который мы указываем ниже. А не в порядке написания или публикации книг. Иначе просто запутаетесь в сюжете.
1. «Прелюдия к Основанию» — первый по хронологии роман цикла. В центре сюжета молодой математик, разработавший теоретическую основу математического моделирования будущего. Казалось бы, чисто кабинетное исследование, никому не известного ученого, запустила целую серию событий, полностью изменивших мир.
2. «На пути к Основанию» — второй роман. Начало событий начинается спустя 8 лет, после действия первой книги и заканчиваются смертью математика, который прожил не только долгую, но и очень плодотворную жизнь, успев закончить свой главный труд.
3. «Основание» — третья книга цикла, и первая написанная из оригинальной трилогии.
4. «Основание и Империя«. Читать отрывок >>>
5. «Второе основание» — пятая книга серии и последняя книга из оригинальной трилогии.
6. «Кризис Основания» — можно встретить название «Академия на краю гибели» или «Предел Фонда». Эта книга была написана спустя почти 30 лет после публикации оригинальной трилогии и является его сюжетным продолжением. Действия происходят спустя 500 лет после событий, происходящих в книге «Второе основание».
7. «Основание и Земля» — последний роман серии. Поиски героев заканчиваются успехом, они находят не только Землю, но и то, чего даже сами не ожидали…Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b762403f83f0400a8dc9602/5b9780c55960b700aa68733f
Айзек Азимов читать онлайн
Жанр: Научная фантастика
Свершились мрачные пророчества! Земля, колыбель человечества, страдает от перенаселения, и ее обитатели вынуждены проводить всю свою жизнь в стальных пещерах гигантских городов, не видя солнечного света и питаясь дрожжевыми культурами, в то время как космониты, потомки землян, заселивших иные планет
Конец вечности
Жанр: Научная фантастика
В эту книгу вошли три произведения Айзека Азимова, по праву признанные классикой НФлитературы XX столетия В романе » Конец вечности» повествуется о некой вневременной структуре, носящей название » Вечность», в которую входят специально обученные и отобранные люди из разных столетий Задачей » Вечност
Академия
Жанр: Космическая фантастика
Академия (трилогия) Isaac Asimov FOUNDATION 1951 FOUNDATION AND EMPIRE 1952 SECOND FOUNDATION 1953 Составитель серии Д Байкалов Оформление серии А Саукова Серия основана в 2008 году АКАДЕМИЯ FOUNDATION Перевод с английского Н Сосновской Часть первая Психоисторики Глава 1 Гэри Селдон — … (11938 — 120
Позитронный человек (сборник)
Жанр: Научная фантастика
Три романа, написанные совместно двумя суперфантастами Позитронный человек 1 Приход ночи 49 Безобразный малыш 111 Айзек Азимов, Роберт Силверберг Позитронный человек Позитронный человек Глава 1 Пожалуйста, присаживайтесь, сэр, сказал хирург, указывая на стул возле стола Благодарю, ск
Дуновение смерти [Сборник]
Жанр: Детективная фантастика
* Дуновение смерти Ловушка для простаков * © С Богдан, иллюстрации, 1992 © Северо Запад, оформление и подготовка текста, 1992 © А Балабуха, составление, послесловие, 1992 ® СЕВЕРО ЗАПАД Зарегистрированная торговая марка Охраняется законом ДУНОВЕНИЕ СМЕРТИ Роман Перевод И Разумовской и И Руч 1 В хими
Стальные пещеры
Жанр: Научная фантастика
Самые знаменитые сыщики в мировой фантастике детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо, землянин и космонит, способны расследовать самое запутанное преступление Даже если нарушен один из Трёх законов роботехники СТАЛЬНЫЕ ПЕЩЕРЫ THE CAVES OF STEEL Перевод с английского И Кочкаревой 1
Звезды как пыль (пер. И.Ткач)
Жанр: Космическая фантастика
Звезды как пыль Глава первая Спальня бормотала Спальня негромко бормотала Звук был еле слышен, однако таил в себе смертельную угрозу, и перепутать его нельзя было ни с чем Но не это разбудило Байрона Фаррила и прервало его тяжелый, мутный сон Он беспокойно заворочался, пытаясь отогнать от себя назой
Академия на краю гибели
Жанр: Научная фантастика
Учёный Гэри Селдон, основатель новой науки психоистории, в своих работах доказал неизбежность краха Галактической империи, объединявшей миллионы обитаемых миров Чтобы не допустить падения человечества в пучину надвигающегося хаоса, Селдон разработал детальный план рождения новой Империи на обломках
Транторианская империя
Жанр: Научная фантастика
Очередные романы из цикла » Галактическая история» Иногда между событиями романов проходят тысячи лет, расцветают и угасают звёздные империи (такие, как Транторианская) , сменяются поколения и расы, но в результате всё п
Миры Айзека Азимова. Том А
Жанр: Научная фантастика
Конец вечности , роман перевод с английского Ю Эстрина Сами боги , роман перевод с английского И Гуровой Иллюстрации, форзац: А Кириллов Миры Айзека Азимова Том А 1 Конец вечности 1 Сами боги 45 Примечания 101 Миры Айзека Азимова Том А Конец вечности Глава 1 Техник Техник Эн
Шутник (Сборник о роботах)
Жанр: Научная фантастика
Шутник Сборник фантастических произведений о роботах Уроки Чапека, или этапы робоэволюции (Предисловие) Эта книга о роботах, точнее, андроидах — разумных существах из металла и пластика, которые живут и действуют бок о бок с нами Как же случилось, что мы, люди, могли на это пойти? Я еще допускаю, чт
Приход ночи
Жанр: Научная фантастика
Под этой обложкой собраны шестьдесят рассказов из литературного наследия Айзека Азимова Есть среди них и захватывающие детективы, и истории, написанные с тонким и неподражаемым юмором, и классические научнофантастические рассказы с сюжетом, основанном на остроумном парадоксе… И каждый из них в свое
Норби и придворный шут
Жанр: Научная фантастика
Норби и старейшая драконица Глава первая ПАРАДНАЯ ФОРМА Кадету Джефферсону Уэллсу стоило немалых усилий упаковать свой чемодан В его комнату в Космической Академии нагрянули трое других кадетов, изнывающих от любопытства и донимающих его расспросами Помощи от Норби ждать не приходилось Хотя робот не
Космический Рейнджер
Жанр: Научная фантастика
Дэвид Старр ещё в детстве лишился родителей, ставших жертвами космических пиратов Он уцелел и получил лучшее образование в Галактике, став стройным красавцемспортсменом со стальными мышцами и аналитическим умом первоклассного учёного К тому же Дэвид стал самым молодым членом Совета Науки, организаци
Миры Айзека Азимова. Книга 7
Жанр: Научная фантастика
Миры Айзека Азимова Книга седьмая ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА « ПОЛЯРИС» Академия Часть I Психоисторики 1 ГЭРИ СЕЛДОН — … (11988 — 12069 Галактической Эры) [1] Родился в семье среднего достатка на Геликоне, в секторе Арктура, где его отец, как гласит весьма сомнительная легенда, занимался выращиванием табака
Конец вечности. Сами боги
Жанр: Научная фантастика
Предлагаемые читателю романы классика американской фантастики А Азимова являются своего рода предостережением от бездумного и корыстного вмешательства в законы развития природы и человечества и призывают использовать достижения науки исключительно в гуманных целях КОНЕЦ ВЕЧНОСТИ ГЛАВА 1
Источник: https://dom-knig.com/author/40644
Фантасты: Айзек Азимов
Айзек Азимов (1920—1992) — подлинная легенда «золотого века» американской фантастики. Почти всю свою жизнь он посвятил литературе: свыше четырехсот книг, включая специальные исследования и научно-популярные работы, вышло из-под его пера. Дело, конечно, не в количестве, есть среди фантастов и более плодовитые.
Но, в отличие от большинства своих коллег, Азимов не следовал избитым клише — он фонтанировал оригинальными идеями, каждая из которых была способна породить целое направление в научной фантастике.
Как ни банально это звучит, уже биография Азимова похожа на увлекательный роман. Он появился на свет в Советской России, в местечке Петровичи под Смоленском.
Произошло это судьбоносное событие 2 января 1920 года, а уже в 1923 семья Озимовых (так изначально звучала фамилия его родителей) эмигрировала в Соединенные Штаты. Литературная карьера Азимова началась шестнадцатью годами позже, с рассказа «Затерянные у Весты», опубликованного в журнале «Amazing Stories».
С тех пор публикации посыпались одна за другой, и вскоре Айзек стал одним из активнейших деятелей американского фэндома, завсегдатаем форумов и конвентов, душой общества, обаятельным и куртуазным. Занятия литературой не мешали и научной карьере.
Вчерашний эмигрант, он сумел блестяще окончить среднюю школу, затем — химический факультет Колумбийского университета, стремительно получить ученую степень и к 1979 стать профессором в своей альма-матер.
Майкл Уэлан, мастер фантастической живописи, проиллюстрировал множество книг Азимова. Эти работы украшают нашу статью.
Однако главные достижения Айзека Азимова, несомненно, лежат в области литературы. Здесь, правда, не обошлось без некоторой доли везения. Первым же человеком из мира научной фантастики, с которым лично познакомился юный Айзек, был Джон Вуд Кэмпбелл.
Легендарный редактор журнала Astouding SF сыграл неоценимую роль в становлении американской фантастики «золотого века», лично выпестовал целое поколение блестящих писателей — от Роберта Хайнлайна до Генри Каттнера и Кэтрин Мур.
Кэмпбелл не только обладал поразительным нюхом на таланты, но и буквально засыпал своих любимчиков целым градом идей, многие из которых нашли воплощение в повестях и рассказах тех, кого мы сегодня называем классиками НФ.
Разумеется, Джон Кэмпбелл не мог пройти мимо Азимова, хотя лишь девятый из предложенных Айзеком рассказов увидел свет на страницах его журнала. Как и многие товарищи по цеху, писатель на всю жизнь сохранил признательность Кэмпбеллу — человеку, благодаря которому американская фантастика всего за несколько лет сделала гигантский эволюционный скачок.
О творчестве Айзека Азимова написана уйма статей и книг — в том числе, двухтомник воспоминаний самого писателя. Одно перечисление его литературных наград заняло бы несколько страниц убористым шрифтом.
На счету Азимова пять «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983) и две «Небьюлы» (1972, 1976) — самых авторитетных премий в мировой фантастике.
Однако куда важнее то, что его многочисленные книги до сих пор переводятся и переиздаются во всем мире — в том числе, произведения, созданные более полувека назад.
Я, робот
Первое, что приходит на ум, когда звучит имя Айзека Азимова, — образ робота в мировой фантастике. Нет, разумеется, роботов придумал не Азимов. Слово это родом из чешского языка, впервые его использовал Карел Чапек в своей знаменитой пьесе «R.U.R.
», назвав так искусственных людей, предназначенных для самой черной, тяжелой и неквалифицированной работы. Сам же образ искусственного человека, живого, но лишенного души, пришел к нам из историй о Големе и чудовище Франкенштейна.
Однако именно Азимов предложил идеальный способ раз и навсегда обезопасить человечество от самой возможности «бунта машин».
Если в журнальной фантастике 1920-х годов обезумевший андроид был одним из главных врагов человечества (наряду с жукоглазыми монстрами и маньяками-учеными), то с приходом «святого Айзека» робот из лукавого раба превратился в незаменимого помощника и верного наперсника человека. А всего-то понадобилось ввести Три Закона, зашитых, так сказать, в BIOS позитронного мозга каждой разумной машины!
Думаю, не лишним будет еще раз напомнить эти Законы. Согласно Первому, робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.Согласно Второму — должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. И, наконец, согласно Третьему, робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.
Позитронный мозг физически не способен нарушить ни один из этих принципов — именно на них базируется его структура.
Первый рассказ Айзека Азимова, посвященный роботам, появился в 1940 году на страницах одного из журналов научной фантастики.
Рассказ назывался «Странный приятель», или «Робби», и повествовал о судьбе необычного робота — трогательного и очень человечного.
За этим произведением последовало второе, третье, четвертое… А уже в 1950 цикл рассказов Айзека Азимова «Я, робот» вышел отдельной книгой, которая определила развитие темы разумных машин на многие годы вперед.
Основание и основатели
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» — писала Анна Ахматова. Интерес Айзека Азимова к роботам был вызван причинами вполне прозаическими.
При всех своих достоинствах Джон Вуд Кэмпбелл, долгое время остававшийся главным издателем Азимова, отличался радикальными взглядами и полагал, что из любого конфликта с инопланетянами представитель «высшей» человеческой расы непременно должен выходить победителем.
Эти рамки были слишком узки для Айзека, более того — противоречили его убеждениям. И писатель нашел блестящий выход: отныне в произведениях, которые он предлагал Кэмпбеллу, вообще не было инопланетян, а значит, отсутствовал и соответствующий конфликт. Однако это не значит, что Азимов полностью отказался от космической тематики.
Напротив, произведения, действие которых происходило на далеких планетах, выходили из-под его пера одно за другим. Только вот населяли эти миры не «маленькие зеленые человечки», а все те же люди, потомки земных переселенцев.
Самым знаменитым азимовским циклом, начало которому было положено в этот период, стало «Основание» (также известное в русских переводах как «Фонд» и «Академия»).
В романах, созданных под влиянием книги Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», нарисована едва ли не самая впечатляющая история будущего в научной фантастике XX века. Первая Империя человеческой расы пала под собственной тяжестью.
Наука и искусства хиреют, армия разваливается, провинции объявляют себя независимыми государствами, связь между ними теряется — словом, наступают новые Темные Века. Конечно, оптимист Азимов не теряет веры в прогресс: рано или поздно мир вновь станет единым и над всеми мирами взовьются штандарты Второй Империи.
Но можно ли просчитать, как будет развиваться ситуация, и сократить Темные Века до минимума? За это берется великий математик Хари Сэлдон, изобретатель науки психоистории, создатель Основания — сообщества, которому предстоит стать зародышем Второй Империи человечества.Картины гибели и распада величайшей Империи, талантливо нарисованные писателем, впечатляют. Но главная находка Азимова в этом цикле, безусловно, сама психоистория. «Не пытаясь предопределять действия отдельных личностей, она сформулировала определенные математические законы, по которым развивалось человеческое общество», — так объясняет ее суть герой романа.
Тысячелетиями создание такой науки остается мечтой власть имущих. Сегодня на смену оракулам и гадальщикам, пифиям и авгурам, картам Таро и кофейной гуще пришло старшее дитя Прогресса — всемогущая Наука.
Что только ни используют, чтобы предсказать примерное направление развития общества — хотя бы на несколько месяцев вперед, до ближайших выборов… Увы, уверенно прогнозировать будущее социологи с политологами так и не научились…
Что же до «Основания», то судьба этого цикла сложилась вполне счастливо.
В 1966 на 24-м «Уорлдконе» «Основание» получило премию «Хьюго» как «лучшая фантастическая серия всех времен». При ании романы Азимова обошли и популярнейшую «Историю будущего» Роберта Хайнлайна, и «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина, имя которого уже успело прогреметь в англоязычном мире.
Стальные пещеры
Фантастический детектив — жанр совершенно особый. Он сочетает черты традиционного детективного романа и фантастики, и поэтому зачастую подвергается критике с обеих сторон.
Ценителей детективного жанра раздражают фантастические допущения, поклонников фантастики стесняет неизбежная для детектива жесткая структура. Однако писатели упорно возвращаются к этому направлению, вновь и вновь принуждают когорты неуловимых преступников и гениальных сыщиков браться за дело.
И одним из общепризнанных классиков фантастического детектива опять-таки принято считать непревзойденного и многоликого Айзека Азимова.
Романы «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце» и «Роботы Утренней Зари» о полицейском Элайдже Бейли и его напарнике Р. Дэниеле Оливо — в некотором смысле продолжение цикла «Я, робот».Детектив сам по себе сродни запутанной шахматной партии, Азимов же добавил в это уравнение дополнительное неизвестное — роботов. Один из них, уравновешенный и сдержанный сыщик Дэниел Оливо, становится главным героем всех романов трилогии.
Другие роботы неизменно попадают под подозрение или становятся ключевыми свидетелями в делах, которые предстоит распутать парочке следователей. Ход, надо заметить, остроумнейший.
Поведение мыслящих машин жестко определено Тремя Законами — и, тем не менее, роботы то и дело оказываются замешаны в преступлениях со смертельным исходом. Да еще сложная внешнеполитическая обстановка требует найти виновного в рекордно короткие сроки…
Список фантастических детективов Азимова трилогией не ограничивается. Однако именно она вошла в анналы, стала неизменным примером для подражания. Причем не только в США и Англии, но и в России.
Впервые «Стальные пещеры» вышли на русском в 1969, в одном из томов детлитовской «Библиотеки приключений», с предисловием Аркадия и Бориса Стругацких — и сразу трехсоттысячным тиражом. Далеко не каждый современный автор бестселлеров может похвастаться подобным успехом.
И, в целом, заслуженно: хотя за минувшие годы свои силы в области фантастического детектива попробовали сотни писателей, произведения Азимова по-прежнему остаются идеальным образчиком жанра.
Начало вечности
Еще одно направление, в котором американский писатель оставил отчетливый след — хроноопера, литература о путешествиях во времени. Машина времени — дежурная тема НФ с незапамятных времен.
В современной фантастике существует астрономическое число вариаций на эту тему, в том числе, множество классических: «И грянул гром…» Рэя Брэдбери, «Патруль Времени» Пола Андерсона, «Да не опустится тьма» Спрэга Де Кампа… Но «Конец Вечности» Айзека Азимова занимает в этом ряду одно из самых почетных мест. Насколько легко по текстам Брэдбери угадывается поэт, настолько же легко в авторе «Конца Вечности» опознается ученый-естественник. Дотошно и безжалостно-логично исследовав ситуацию с путешествиями во времени, Азимов сконструировал организацию, которая неминуемо должна была возникнуть в мире, где отправиться в прошлое или будущее не сложнее, чем съездить к тетке в Саратов.
Вечность — своего рода тоталитарное государство, которое существует вне основного временного потока и использует машину времени для исправления истории. ее цель — сохранить общество в неизменности, застраховать обывателей от глобальных катастроф и потрясений.
И в то же время, сохраняя статус-кво, Вечность лишила человечество будущего, фактически заморозила прогресс цивилизации на тысячелетия. Увы, именно глобальные потрясения, войны и катастрофы заставляют общество двигаться вперед.
Полный покой ведет цивилизацию к загниванию и смерти…
Далеко не все писатели разделяют скептицизм Айзека Азимова. Более полувека Вечность снова и снова возрождается в романах других авторов, под новыми именами: Патруль Времени (у Пола Андерсона), Пескоцентр (в «Береге Динозавров» Кейта Лаумера), и так далее, и тому подобное.
Большинство из этих организаций, впрочем, не столько корректирует историю человечества, сколько следит за ее неприкосновенностью. Слишком велик страх перед анархией, которая воцарится во времени, переполненном путешественниками без виз.Если одна бабочка, раздавленная в прошлом, аукнется в настоящем изменением политического строя в Америке, как способен искорежить историю очередной янки, заявившийся ко двору короля Артура с пулеметом наперевес?..
Именно этот страх раньше других почувствовал Айзек Азимов — и блестяще обыграл в своем романе.
Классики и современники
Проект памятника Азимову (работа Майкла Уэлана)
Бесспорно, этим вклад Айзека Азимова в копилку идей и сюжетов научной фантастики не ограничивается.
Он придумал планету, жители которой видят звезды лишь раз в несколько тысячелетий и первым отправил своих героев в микромир, он выдвинул предположение, что неандертальцы владели телепатией и в ироническом ключе описал развитие счетно-вычислительных систем, он еще в 1950-х заговорил об угрозе ядерной войны и о контактах с жителями параллельного мира…
Сегодня в США и Англии ежегодно выходит несколько тысяч фантастических романов, и добрую треть этих произведений можно отнести к НФ.
Но для того, чтобы разобраться, о чем предпочитают писать «научные фантасты», совсем не обязательно читать все эти книги. Если вас интересует, какие идеи активно развивают ныне западные беллетристы, перечитайте собрание сочинений Азимова.
Уверяю вас: все разнообразие современной НФ отражается в его произведениях, как океан в капле воды.
Источник: https://www.mirf.ru/book/isaac-asimov