Как выбрать виниловый проигрыватель
Винил для начинающих. Часть II: выбираем проигрыватель
В прошлый раз мы поговорили о преимуществах и недостатках винила как способа прослушивания музыки. Сегодня я расскажу о том, как выбрать виниловый проигрыватель. Сразу скажу, что я не собираюсь говорить об аудиофильских проигрывателях, ограничившись доступным начальным уровнем (примерно до 600 долларов в наших краях).
Базовые термины
На следующей картинке вы можете видеть основные составляющие винилового проигрывателя:
Планшайба (столик) — диск, на который кладётся пластинка при прослушивании. Как правило, имеет большую массу, что позволяет за счёт инерции стабилизировать скорость вращения пластинки. Обычно на планшайбу сверху кладётся коврик из резины или фетра, который позволяет избежать повреждения пластинки.
Тонарм — рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя.
Противовес — составная часть тонарма. Это грузик, который позволяет балансировать тонарм и регулировать прижимную силу иглы.
Регулировка компенсатора скатывающей силы (или, если по-простому, антискейтинг).
Головка звукоснимателя (картридж). Самая важная часть аналоговой аудиосистемы. Именно картридж производит считывание звуковой дорожки, так что качество воспроизведения в основном зависит от него. Я планирую посвятить картриджам и иглам отдельный пост.
Сразу же стоит понять и запомнить главное: у винилового проигрывателя должны быть сменный картридж, регулируемый противовес и настройка антискейтинга. В противном случае его покупать нельзя.
У многих совсем дешёвых проигрывателей (например, Audio-Technica AT-LP60, Denon DP-29F или Pioneer PL-990) картридж является частью тонарма, поэтому их звук в принципе невозможно улучшить в будущем. Некоторые проигрыватели позволяют менять головку, но при этом лишены регулируемого противовеса.
Это означает, что вы будете вынуждены всё время покупать один и тот же картридж, а если его вдруг снимут с производства, проигрыватель можно будет выкинуть.Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, необходимость в регулируемом противовесе и антискейтинге не распространяется на проигрыватели, рассчитанные на картриджи стандарта T4P (подробнее об этом — чуть ниже).
Новый или винтаж?
Основной вопрос, которым задаются начинающие любители винила: стоит ли тратить деньги на новый виниловый проигрыватель или можно купить что-то старенькое и недорогое? Как обычно, однозначного ответа на этот вопрос не существует.
Новая техника хороша тем, что она новая и при возникновении каких-то проблем вы сможете обратиться в сервис по гарантии.
Старая техника хороша в первую очередь стоимостью. По цене нового проигрывателя начального уровня можно приобрести очень хорошую «вертушку» 70-х или 80-х годов. Кроме того, старые проигрыватели обычно предлагают пользователям более высокий уровень комфорта.
Это связано в первую очередь с тем, что максимальный уровень качества при воспроизведении винила был достигнут уже в начале 70-х годов, но при этом производителям надо было как-то продавать новые модели проигрывателей.
Именно поэтому стали популярны проигрыватели с автостопом, полностью автоматические проигрыватели (с автостопом и автоматической подачей иглы) и т.п.
Сегодня же виниловые проигрыватели покупают в основном фанаты аналогового звука, для которых полностью ручное управление является привлекательной частью общего экспириенса.
При этом стоит понимать, что старым проигрывателям обычно уже по 25-40 лет, поэтому они нуждаются как минимум в профилактике: чистке, смазке и замене электролитических конденсаторов. Если вы можете провести её самостоятельно — хорошо, если же нет, то стоимость профилактики/мелкого ремонта иногда может быть сравнима со стоимостью самой вертушки.Ещё один момент: существует вероятность того, что при покупке старого винилового проигрывателя вы получите в нагрузку картридж высокого класса. Правда, почти наверняка он будет нуждаться в замене иглы, а хорошие иглы для старых хороших картриджей — штука недешёвая. Это тоже стоит принимать во внимание.
Если вы решили приобрести винтажный проигрыватель, то стоит обращать внимание в первую очередь на максимально простые модели, лишённые сложной автоматики и цифровых схем управления — просто потому, что многие микросхемы, использовавшиеся в старых проигрывателях, давно сняты с производства, поэтому при выходе автоматики из строя ремонт будет практически невозможен. С другой стороны, поздние проигрыватели, нафаршированные электроникой, обычно очень просты с механической точки зрения, что тоже является плюсом.
Привод: прямой или ременной?
По большому счёту все вертушки делятся на два типа[1]: с прямым приводом (когда столик насажен непосредственно на ось двигателя) или с пассиковым (когда вращение передаётся с помощью резинового пассика).
Вертушки с прямым приводом, как правило, быстрее набирают скорость и подходят для скретчинга и прочих диджейских штук. Вертушки с пассиковым приводом разгоняются медленнее, но обычно обеспечивают более высокую равномерность вращения (меньший коэффициент детонации) и меньший уровень рокота.
Разумеется, из всех правил есть исключения, есть очень хорошие проигрыватели с прямым приводом, есть плохие проигрыватели с пассиковым. Но если бы я сегодня покупал вертушку с прямым приводом, то у неё обязательно были бы:
- кварцевая стабилизация частоты вращения…
- и/или линейный двигатель c большим количеством магнитных полюсов.
Главный минус проигрывателей с пассиковым приводом — необходимость периодически (раз в несколько лет) менять пассик, потому что резина со временем теряет эластичность и проигрыватель начинает «подвывать». На мой взгляд, с этим вполне можно жить.
Поддержка картриджей: 1/2 дюйма или T4P?
Стандартный картридж для винилового проигрывателя крепится к тонарму при помощи винтиков и имеет крепёжные отверстия, расположенные на расстоянии 1/2 дюйма друг от друга:
Всё бы хорошо, но эти картриджи имеют самые разные геометрию, массу и требования к прижимной силе. В результате после установки картриджа на проигрыватель его необходимо правильно настроить.
И если балансировка тонарма и регулировка прижимной силы — ещё более-менее простая и понятная процедура, то юстировка картриджа по шаблону — это отличное занятие для людей с обсессивно-компульсивным расстройством личности.
При этом неправильная юстировка картриджа приводит к заметному ухудшению качества звука.
В результате в 70-е годы у части производителей под чутким руководством Matsushita (Technics) лопнуло терпение, они почесали в затылке и придумали стандарт T4P (он же — P-mount). Картриджи этого стандарта имеют одинаковую массу (6 граммов), одинаковый вынос иглы (15 мм), одинаковую прижимную силу (1.25 г). Они просто вставляются в гнездо на тонарме и закрепляются одним винтом:
Благодаря этому головки T4P не нуждаются в юстировке, после установки такой головки в совместимый проигрыватель даже не надо балансировать тонарм и настраивать антискейтинг. Собственно, такие проигрыватели обычно и лишены регулировок тонарма.
Казалось бы, у T4P нет никаких минусов, одни плюсы. Увы, всё не так радужно: ассортимент картриджей данного стандарта крайне невелик и включает в основном головки начального уровня, хотя среди них есть и очень хорошие.В итоге, на мой взгляд, проигрыватель стандарта T4P является хорошим выбором для ленивых меломанов, а обычный проигрыватель со стандартным картриджем — для тех, кто планирует модернизировать и улучшать свою систему в будущем.
Тонарм: прямой или S-образный?
Два самых распространённых на сегодняшний день типа тонарма — прямые и S-образные.
Прямые тонармы обычно имеют меньшую массу и поэтому лучше совместимы с современными картриджами начального аудиофильского уровня, которые все имеют небольшую массу и высокую динамическую податливость.
S-образные тонармы обычно имеют высокую или среднюю массу и поэтому лучше подходят для жёстких картриджей, требующих большой прижимной силы (к таким относятся, например, великолепные MC-картриджи Denon).
На мой взгляд, прямой лёгкий тонарм на сегодняшний день является лучшим выбором.
Советский винтаж: да или нет?
Советские проигрыватели доступны на вторичном рынке в большом количестве и, как правило, стоят копейки по сравнению с фирменными аналогами. Однако в общем случае покупать их не стоит из-за того, что в целом вся невоенная продукция в СССР делалась задней левой ногой, а качество элементной базы просто отвратительным.
При этом отдельные советские проигрыватели, удачно «слизанные» с хороших зарубежных моделей, были очень даже неплохи.
В первую очередь это, конечно, «Электроника Б1-01», которая цельнотянута с Thorens TD125 и оснащена неплохой советской копией легендарного английского тонарма SME 3009.
Также неплоха, например, «Электроника ЭП-060», которая оснащалась кварцевой стабилизацией частоты вращения и линейным 120-полюсным двигателем. Если этим проигрывателям сделать профилактику, можно получить очень неплохой звук.
К сожалению, хорошие советские проигрыватели на вторичном рынке стоят столько же, сколько импортные вертушки, поэтому особого смысла в их покупке я не вижу.
А вот что вполне заслуживает внимания, так это советские головки, среди которых были очень неплохие. Например, ГЗМ-043 — это советская копия Shure M75ED (вплоть до того, что с ней можно использовать иглы для Shure).
ГЗМ-055 — полный аналог отличного картриджа Ortofon VMS20E MkII, производившийся в Риге по лицензии Ortofon. При этом на вторичном рынке до сих пор можно встретить новые ГЗМ «из старых запасов» по довольно смешным ценам.
Косвенные признаки хорошего винтажного проигрывателя
Хороших винтажных проигрывателей на свете очень много, все и не перечислишь. Плохих, однако, тоже немало. На мой взгляд, следующие косвенные признаки позволяют отличить хорошую вертушку от плохой:
- Деревянный плинт. Дерево, особенно ценных пород, — достаточно дорогой материал, на фуфло его не переводили.
- Использование всяких хитрых материалов. Например, у некоторых проигрывателей основа сделана из минеральной крошки, залитой пластиком. Этот материал очень похож на искусственный камень, из которого делают кухонные столешницы. В результате проигрыватель получается тяжёлым и малочувствительным к вибрации и резонансам.
- Виброразвязка. В хороших проигрывателях платформа, на которой крепятся тонарм и планшайба, подвешена в корпусе и изолирована от вибраций и рокота двигателя (к вертушкам с прямым приводом это, естественно, не относится, поэтому они предъявляют особые требования к качеству двигателя).
Так что покупать-то?
На мой взгляд, из новых недорогих проигрывателей оптимальным выбором является Project Debut Carbon, который оснащается очень хорошим углепластиковым тонармом и к тому же поставляется с очень достойным картриджем Ortofon OM10. Это очень простая модель с полностью ручным управлением, которая звучит очень неплохо и которую можно апгрейдить в будущем.
Как я уже говорил, винтажных проигрывателей в мире существует гигантское количество. Лично я без раздумий купил бы любую из следующих вертушек:
- любую модель CEC (Chuo Denki) с деревянным плинтом и ременным приводом;
- любой Denon с электронным тонармом;
- практически любую роликовую модель Dual, а также избранные модели с прямым приводом (например, Dual 701 и 704);
- практически любой Pioneer (не считая поздних пластиковых поделок);
- любую Sony линейки PS-X с первой цифрой индекса старше 5 (например, PS-X65, хотя вообще этих моделей около десятка);
- любой Technics линейки SL-1×00 и некоторые модели линейки SL-Q (SL-Q2, Q3, Q33);
- любой Thorens с тонармом TP-16 или TP-22, тяжёлым опорным диском и деревянным плинтом;
- любую модель Trio/Kenwood с деревянным или композитным плинтом (начиная от KD-2055).
Хотя и этот список далеко не полон.
В следующий раз мы поговорим о катриджах. И это будет ещё интереснее.
[1]: Есть ещё проигрыватели с роликовым приводом, но они сейчас встречаются настолько редко, что о них можно забыть.
Источник: https://pavelurusov.com/vinyl-for-beginners-pt-2/
Как выбрать виниловый проигрыватель — рейтинг лучших моделей
Виниловые пластинки вновь обретают популярность среди любителей качественного звука. К ретро-культуре приобщились даже современные знаменитости, представив поклонникам виниловые записи своих хитов. Сегодня мы расскажем, какие бывают электропроигрыватели для пластинок, и чем они отличаются от обычных стереосистем.
Что это такое
Виниловый проигрыватель – устройство, преобразующее неровности дорожек пластинки в звуковые сигналы. Несмотря на распространенное заблуждение, ВП не имеет ничего общего с граммофоном или патефоном, кроме принципа воспроизведения. Новые модели проигрывателей являются составной частью аудиосистемы, включающей множество компонентов.
Существуют приборы «все включено», именуемые «комбайнами», со встроенным усилителем, колонками и всеми необходимыми разъемами. Но они не воспринимаются в профессиональной среде, из-за плохого звучания. Полноценный виниловый проигрыватель должен иметь качественные комплектующие, включая усилитель, фонокорректор и колонки.
Конструкция проигрывателя
Помимо комплектующих, важно разбираться в конструкции прибора. Вот основные части корпуса проигрывателя пластинок:
- Планшайба (как еще называют – диск или блин) – специальная платформа, на которой размещается виниловая пластинка.
- Тонарм – часть устройства, на которой закрепляется специальный картридж со считывающей иглой. В конструкции устройства предусмотрено специальное кольцо, позволяющее регулировать высоту тонарма.
- Противовес – небольшой груз, позволяющий пользователю регулировать силу нажима иглы на пластинку.
- Антискейтинг – регулировка компенсатора скатывающей силы.
- Картридж (главная часть звукоснимателя (головка)) – важнейшая из составных частей проигрывателя, отвечающая за считывание и преобразование неровности дорожек в звуковой сигнал.
Устройства премиум-класса традиционно собираются вручную. Отдельно продается основа с блином, отдельно тонарм, отдельно головка и фонокорректор. Главное преимущество таких «составных» моделей – возможность апгрейда в будущем. Всегда можно заменить устаревшую часть на более качественную. В бюджетных виниловых проигрывателях тонарм не снимается.
Как выбрать виниловый проигрыватель
Используя некачественный проигрыватель, вы рискуете не только разочароваться в звуке, но и повредить дорогостоящие пластинки.
Не стоит покупать бюджетные устройства со встроенным фонокорректором, усилителем и динамиками, поскольку они не отличаются хорошим качеством воспроизведения.
При выборе необходимо учитывать вес, тип заточки иглы, вид картриджа (принцип его работы), возможность замены комплектующих и привод. Теперь подробнее обо всех характеристиках:
Вес корпуса
Качественное устройство должно быть тяжелым. Проигрыватели до 8 килограмм существуют только в бюджетном и среднем сегменте, и, как правило, хорошим звучанием они не отличаются.
Большой вес имеет планшайба или диск, на котором размещается пластина. Но существуют производители, изготавливающие планшайбы из легкого карбона.
Это делает корпус проигрывателя немного легче, но не лишает качественного звучания.
Виды картриджей и принцип работы
Существует два основных вида картриджей для виниловых проигрывателей – на ½ дюйма и T4P. Первый вид отличается лучшими звуковыми качествами и возможностью апгрейда.
Но у него есть существенный недостаток: не каждый человек сможет хорошо настроить такой проигрыватель. Второй вариант чуть проще в эксплуатации и подходит даже новичку.
Однако улучшить такое устройство в будущем будет достаточно непросто.
На рынке аудиооборудования есть два вида головок для картриджей: MM- и MC-. Музыканты и hi-fi-ценители предпочитают MC-головки, т.к. они более детально и мягко передают звучание. Однако они не поддерживают смену наконечника, поэтому, в случае повреждения иглы, придется менять весь картридж полностью.
Заточка считывающей иглы
У дешевых проигрывателей игла имеет сферическую заточку. Профессионалы и коллекционеры предпочитают проигрыватели с эллиптической заточкой, но есть и другие, не менее удачные виды.
Привод
Виниловые проигрыватели бывают прямыми, ременными и роликовыми. От этого зависит, каким образом блин будет приходить в движение во время считывания записи с пластинки.
Для любителей чистого звука подойдут устройства ременного типа, поскольку они обеспечивают лучшее скольжение и отсутствие вибраций. Прямые проигрыватели больше ценятся диджеями (для dj производят специальные модели) и музыкантами, которые любят скретчить.
У приборов ременного типа больше всего вибраций, поэтому они практически не распространены на рынке. Но существуют поклонники и таких проигрывателей.
Какой купить – новый или поддержанный
Нельзя точно сказать, какой проигрыватель выгоднее – новый или винтажный.
Если для покупки нового аппарата нужно располагать бюджетом, как минимум, в 40 тысяч рублей (цена на некоторые модели может доходить и до 1 500 000 руб), то для приобретения поддержанного устройства хватит и 20 тысяч.
Но основная проблема заключается в изношенности комплектующих и целостности прибора в принципе. Покупка б/у проигрывателя – это всегда дело везения. Даже среди старых СССР-овских аппаратов можно найти что-нибудь стоящее.
Почему винил звучит лучше
Качественный звук винила, о котором говорят аудиофилы и профессиональные музыканты, обусловлен особенностями преобразования аудиосигнала.
В отличие других современных проигрывателей, винил обладает аналоговым звучанием, а не цифровым. Это не делает его лучше, с профессиональной точки зрения, поскольку цифровой сигнал более точно передает запись, чем аналоговый.
Однако именно эта «неточность» обеспечивает пластинкам более «живое» и уютное звучание.Прослушивание винила – это не просто попытка вспомнить прошлое и немного поностальгировать. Это возможность расширить горизонты и отдохнуть от привычного цифрового звучания. Пластинки стоят внимания ровно настолько, насколько стоят внимания диски или цифровые записи.
лучших проигрывателей пластинок
Мы составили рейтинг топ-5 лучших виниловых проигрывателей 2019 года для дома, основываясь на отзывах и оценках покупателей. В список вошли как бюджетные, так и профессиональные модели.
Denon DP-200USB
- Тип привода электропроигрывателя: ременной
- Поддержка скоростных режимов: 33 и 45 об/мин
- Тонарм в комплекте: да
- Тип фонокорректора встроенный
- Переключение режимов скоростей: электронное
- Тип проигрывателя (управление): автоматический
- Тип и конструкция тонарма: поворотный, прямой формы
- Наименование картриджа в комплекте: DSN-84 (тип MM)
- Материал планшайбы: алюминий
- Уровень детонации: 0.15 %
Плюсы
- Полностью автоматизированная система;
- Изящный дизайн;
- Небольшой вес корпуса;
- Простое управление;
- Доступная стоимость комплектующих.
Полностью автоматизированный проигрыватель виниловых пластинок, легко преобразующий аналоговые записи в цифровые файлы и сохраняющий их USB-флешку.
Имеет качественный алюминиевый диск (планшайбу) и встроенный фонокорректор. Подходит для начинающих и продвинутых пользователей, благодаря упрощенной системе управления.
Denon DP-200USB – один из самых лучших бюджетных проигрывателей по состоянию на 2019 год.
- Тип привода электропроигрывателя: прямой
- Планшайба: литой алюминиевый, диаметр 305 мм
- Скорости вращения планшайбы: 33 1/3, 45 об/мин
- Рокот и биения: 0.15 %
- Соотношение шума: более 60 дБ
- Ошибка угла трекинга: в пределах 3°
- Давление иглы на пластинку: регулируемое, от 0 г до 4 г
- Допустимый вес звукоснимателя: 15 — 20 г
- Вес: 8.6 кг
Плюсы
- Простое управление;
- Лаконичный дизайн корпуса;
- Есть потенциал для апгрейда;
- Работает практически бесшумно;
- Высокое качество звука.
Качественный проигрыватель виниловых дисков среднего класса. Мотор функционирует благодаря кварцевому генератору с частотной стабилизацией, что позволяет получить сбалансированную скорость вращения планшайбы. Тихоходный двигатель обеспечивает проигрывателю минимизированные искажения на средних и высоких частотах.
Опорный диск сделан из качественного алюминиевого сплава и имеет диаметр около 300 мм. Тонарм проигрывателя тоже выполнен из металла, он имеет S-образную форму и оснащен специальным демпфированным микролифтом. Все основные комплектующие съемные, что позволит в будущем заменять изношенные детали и улучшать устройство.
- Тип винилового проигрывателя: частично автоматизированный
- Система привода электропроигрывателя: ременная
- Корректировка фона: встроенная
- Переключение скоростей (режимов): ручное
- Поддержка частоты вращения (скорости вращения): 33, 45 и 78 об/мин
- Встроенная акустика: есть
- выход: да
- USB-разъем: да
- Материал стола: деревянный
- Материал планшайбы: алюминиевый сплав
- Дополнительно: оцифровка в mp3 с автоматической разбивкой на композиции
Плюсы
- Простой в использовании;
- Отлично вписывается в любой интерьер;
- Есть встроенные динамики.
Минусы
- Большая прижимная сила портит пластинки.
Бюджетная модель проигрывателя для начинающих пользователей. Имеет функцию оцифровки записей с автоматизированной разбивкой на треки. Из особенностей модели качественный деревянный корпус и планшайба из алюминиевого сплава.
- Тип привода электропроигрывателя: ременной
- Поддержка скоростных нескольких режимов: 33 и 45 об/мин
- Тонарм в комплекте: да
- Корректировка фона: встроенная
- Переключение скоростей: электронное
- Тип проигрывателя: автоматический
- Тип и конструкция тонарма в проигрывателе: поворотный, прямой формы
- Материал планшайбы: алюминий
- Дополнительно: оцифровка на внешний носитель с автоматической разбивкой на треки
Плюсы
- Одна из лучших моделей в соотношении цена/качество;
- Поддерживает два скоростных режима;
- Прочный алюминиевый диск.
Минусы
- Большая прижимная сила портит пластинки.
Качественный проигрыватель винила от известного производителя Sony. Имеет защиту от царапин, алмазную иглу и два скоростных режима. Есть возможность записи любимых композиций в цифровом формате.
- Тип привода электропроигрывателя: прямой
- Поддержка скоростных режимов: 33, 45 и 78 об/мин
- Картридж (съемный) в комплекте: да
- Тонарм в комплекте: да
- Корректировка фона: да
- Переключение скоростей (режимов): ручное
- Автоматика: отсутствует
- Название главной части звукоснимателя: АТР-2
Плюсы
- Правильно ходит планшайба;
- Высокое качество звучания;
- Есть потенциал для апгрейда.
Минусы
- Фонит блок питания;
- Шумит двигатель.
Проигрыватель виниловых пластинок среднего класса для начинающих и продвинутых пользователей. Оснащен USB-портом для удобного подключения к компьютеру и оцифровки винила. В комплектации к устройству идет фирменная прошивка Audacity.
Выбрать виниловый проигрыватель может даже начинающий аудиослушатель. Достаточно изучить технические характеристики приборов и проанализировать цены на разные комплектующие.
Для новичков подойдут и бюджетные модели с минимумом функционала, а опытному музыканту лучше ориентироваться на проигрыватели из среднего и высокого ценового сегмента, поскольку такие устройства обладают хорошим звучанием и возможностью апгрейда.
Источник: https://TehnoPanorama.ru/audio/vinilovyj-proigryvatel.html
Выбираем проигрыватель виниловых пластинок
Рассматриваем несколько самых распространенных причин, подталкивающих сегодня к покупке проигрывателя винила и даем советы для каждого варианта развития событий.
Сохранить и прочитать потом —
Было бы банальным в очередной раз написать о «виниловом ренессансе», который переживает сейчас рынок домашнего аудио. Тем более, что подобные утверждения не вполне соответствовали бы истине.
Многие компании-изготовители на протяжении последних 30 лет продолжали с успехом выпускать и продавать проигрыватели для виниловых пластинок, причем во всех ценовых категориях.
Да, винил не был модным, но множество меломанов по всему миру сохраняли верность этому формату и берегли свои коллекции пластинок.
Тем не менее, сегодняшняя ситуация действительно отличается от той, которая была еще несколько лет назад.
Теперь уже не только опытные меломаны, но и новички в мире Hi-Fi-аудио проявляют интерес к этому аналоговому формату и решаются потратить деньги на проигрыватели и пластинки.
В мире появилась мода на винил, обусловленная разными причинами, и индустрия не могла не среагировать на возросший спрос в этом сегменте рынка.
Мода – двигатель торговли
Проигрыватель винила кроме устройства для воспроизведения звука стал модной вещью в современном интерьере. Практически в каждом новом кинофильме (разумеется, не посвященном Древнему Риму или средневековой Англии) можно увидеть проигрыватель винила – герои будут включать музыку, или камера просто отметит его присутствие в кадре.
Это является одним из важных факторов формирования интереса к винилу – многие хотят купить себе «такую же штуку» просто потому, что видели ее в кино. Воплощением винилового проигрывателя, отвечающего актуальным представлениям о дизайне, можно назвать лаконичные силуэты Rega Planar 1 и Planar 3.
Кстати, практически все новые альбомы мировых и российских музыкантов выходят на виниле, часто в уникальном внешнем оформлении.
Тот самый звук
Не будем забывать и то, что долгое время винил оставался единственным домашним музыкальным носителем, а впоследствии пережил и магнитофоны, и CD.
У многих дома есть коллекции пластинок, и для них приобретение проигрывателя даст возможность послушать ту музыку, которая последний раз звучала в их доме лет двадцать-тридцать назад.
Да, вы можете возразить, что любые композиции сейчас можно скачать и послушать в интернете. Да можно, но не все. Есть редкие аналоговые записи, оцифровкой которых никто не будет заниматься.
Есть альбомы на виниле, которые затем выходили в «цифре» уже в другом мастеринге. Наконец, аналоговое звучание обладает своими особенностями, которые не сможет повторить цифра. В общем, вернуть к жизни свои коллекции винила – еще один мощный стимул для приобретения проигрывателя.
Впрочем, с использованием ПК и проигрывателя винила можно легко оцифровать музыку с пластинок. Для этого нужно выбирать модель вертушки с USB-выходом или приобрести фонокорректор с таким же интерфейсом.
Подобные возможности сегодня предлагает не одна модель, но все же рекомендуем обратить внимание на проигрыватель Pro-Ject Debut Carbon RecordMaster HiRes.
Его встроенный блок позволяет оцифровывать аналоговый звук с наивысшим качеством 24 бит / 192 кГц и DSD256 и передавать его по USB для сохранения на любом компьютере.
Лучше, чем цифра
В момент появления цифровых аудиоформатов индустрия уверяла нас, что вот теперь со звуком в наших системах все будет отлично.
Действительно, казалось, что последовательность нулей и единиц, поступающая на преобразователь, всегда даст одинаковый и самый лучший звук, без помех и искажений. Увы, на деле все оказалось сложнее, и цифровые источники оказались лишь очередной ступенью в бесконечном процессе аудиоэволюции.
Кроме того, кажущаяся простота реализации цифровых схем, а также возможность подменять качество их звучания впечатляющими техническими параметрами привело к разочарованию этими форматами многих меломанов.
Для них возврат к аналогу может на самом деле стать шагом вперед в попытке сравнить его звучание с цифрой. В конечном счете, отказываться от последнего никто и не заставляет, но часто в процессе подобного эксперимента именно это и происходит.
Выбираем правильно
Итак, если вы уже твердо решили обзавестись проигрывателем винила, то вот несколько полезных лайфхаков.
Первое: избегайте винтажа, если не обладаете навыками ремонта сложной электротехники и механики. Мода на ретро вообще и ретро-СССР в частности, относительная дешевизна таких проигрывателей и восторженные отзывы «опытных» пользователей (часто одновременно являющихся продавцами этой техники) вроде бы подталкивают к такой покупке. Не торопитесь.
Механический износ подшипников и других узлов проигрывателя спустя 40 лет всегда имеет место даже с надлежащим сервисным обслуживанием, которого как правило не бывает. Все это грозит порчей драгоценных пластинок из-за плохой настройки и некорректной эксплуатации.
В проигрывателе винила всегда есть детали, которые требуют периодической замены, и оригинальные запчасти для винтажных моделей вы вряд ли найдете.Второе: избегайте очевидной «синтетики» и «автоматов». Мода на винил обеспечила выход на рынок изготовителей, не только не имеющих опыта создания подобной техники, но и вообще слабо представляющих то, каким должен быть проигрыватель винила.
Звонко отвечающие на постукивания корпуса, крошечные опорные диски, пластиковые тонармы с несменными иглами – приметы не самого качественного проигрывателя винила, от приобретения которого лучше воздержаться.
Или хотя бы в бюджетном диапазоне выбирайте аппараты проверенных брендов, как например, Pro-Ject Primary E.
А какой проигрыватель винила самый правильный? Он имеет жесткое шасси из MDF или композита, опорный диск, на который полностью ложится долгоиграющая пластинка, тонарм с держателем для картриджа, предполагающим возможность его замены.
Такой проигрыватель будет иметь минимум внешних украшений и при этом выглядеть солидно. Оснащение его может быть самым различным – от простых моделей, подключаемых к внешнему фонокорректору, до проигрывателей-аудиосистем, которым для воспроизведения музыки нужны только колонки.
Разумеется, даже в самом простом варианте такой Hi-Fi проигрыватель обойдется дороже популярных ретро-моделей или вертушек из масс-маркета. Он может очень дорогим, как топовые проигрыватели SME либо относительно доступным как Clearaudio Concept MC.
Но так вы получите действительно качественную и долговечную вещь, которая позволит вам услышать настоящий аналоговый звук с винила.
Если вы любите музыку и вас интересует тема винила, то приглашаем вас на уникальный мастер-класс 30 марта в городе на Неве.Перед вами выступят ведущие эксперты страны и специально приглашенный гость из Германии. «Академия Винила» — это мастер-класс с демонстрацией, это теория и практика, это возможность получить интересные знания и навыки, а также опробовать оборудование самостоятельно. На мастер-классе вы получите возможность прямого общения с производителями, дистрибьюторами, журналистами и опытными виниловодами страны.Подробнее… |
Эту статью прочитали 19 471 раз
Поделитесь статьёй:
Источник: https://www.audiomania.ru/content/art-3932.html
Как выбрать проигрыватель винила | Блог | Клуб DNS
Сегодня уже не только коллекционеры и любители Hi-End, но и рядовые меломаны проявляют интерес к миру винила. Кто-то хочет вернуть к жизни старые пластинки, которые пылятся на антресолях уже много лет.
Кто-то охотится за эксклюзивными релизами на виниле — музыканты часто добавляют в них бонус-треки и делают уникальное оформление.
Кому-то не хватает волшебства электромеханического воспроизведения звука с его «теплым» тембром, возможностью апгрейда системы и ритуалами по уходу за винилом. Некоторые находят в этом новое хобби.
При выборе проигрывателя виниловых пластинок нужно понимать, что это не одно, а сразу четыре разных устройства:
- Сам проигрыватель. Он превращает механические колебания иглы, считывающей канавки пластинки, в электрический сигнал.
- Далее этот сигнал попадает в фонокорректор. Дело в том, что звук записывается на винил искаженным специальным образом — чтобы аудиодорожки были достаточно узкими для записи полноценного альбома. Фонокорректор компенсирует эти искажения и восстанавливает исходное звучание трека.
- Потом сигнал идет в усилитель, чтобы он мог раскачать большие динамики колонок.
- Усиленный электрический сигнал попадает в акустическую систему, которая превращает его обратно в механические колебания.
Схема кажется сложной, но на деле новичкам не придется покупать четыре разных устройства. Виниловые проигрыватели делятся на разные категории, которые проще всего различать именно по комплектации.
Чем меньше идет в комплекте с виниловым проигрывателем — тем более высокого он класса. Казалось бы, нелогично, но в этом есть смысл: опытные меломаны хотят сами выбирать фонокорректор, усилитель и картриджи с иглами по своему вкусу.
Некоторые проигрыватели даже поставляются без моторов, чтобы еще и его можно было выбрать.
Итак, проигрыватели бытового типа сочетают в себе все устройства — и фонокорректор, и усилитель, и даже акустическую систему.Более того, нередко в них есть цифровые разъемы USB или Bluetooth, позволяющие подключить устройство к компьютеру или смартфону. Некоторые дают возможность оцифровать пластинку, превратив аналоговую запись в wav-файл.
Так можно сохранить и загрузить в смартфон редкие и уникальные записи из дедушкиной коллекции. Внешне эти аппараты отличаются ярким дизайном, часто стилизованы под старину.
Такие аппараты отлично подойдут тем, кто решил стряхнуть пыль со старых записей. Благодаря винтажному дизайну устройство создаст свою атмосферу на вечеринках и посиделках с друзьями. Каждому захочется самостоятельно протереть пластинку антистатической щеткой и опустить на нее иглу.
Разумеется, звук — не самая сильная сторона таких устройств. Дело в том, что игла звукоснимателя очень хорошо улавливает любые призвуки работы проигрывателя, толчки, рывки и электромагнитные наводки. Поэтому в звуке проигрывателей типа «все в одном» могут присутствовать шумы от вибрации динамиков и наводки от усилителя.
Чтобы насладиться нюансами звучания винила, придется собирать систему по-отдельности. Комплект для новичка: проигрыватель с фонокорректором и активные колонки (которые у большинства меломанов уже имеются). Это решение позволит оценить фирменные записи и эксклюзивные релизы на виниле, при этом не оставит с дырой в кармане.
Еще более дорогие модели идут без фонокорректора. Многие ценители звука предпочитают не платить за встроенный и купить отдельно подходящий их вкусам. В особую категорию моделей без фонокорректора можно выделить диджейские проигрыватели. Их популярность среди меломанов легко объясняется тем, что диджеи крайне требовательны к качеству своего аппарата.
Особенности таких устройств — прямой привод двигателя (без всяких ремней, которые разбалтываются и соскальзывают при скрэтчах), наличие контроля скорости вращения (чтобы четко выставить нужный темп), часто — прямой тонарм (удобно для скрэтчей), отсутствие какой-либо автоматизации, ручная коррекция скорости вращения и наличие стробоскопа.
Наконец, самый высший класс — это Hi-End. Устройства этого типа нередко производятся вручную мелкими партиями, а порой и штучно. Они могут представлять собой целые тумбочки витиеватой конструкции и весить до 250 кг (большой вес нужен, чтобы погасить малейшие вибрации).
Часто они имеют уникальные инженерные решения, например, тангенциальный тонарм, который при работе остается всегда идеально параллельным дорожке пластинки, устраняя мельчайшие неточности в считывании сигнала. Есть и проигрыватели с левитирующим опорным диском, полностью изолирующим звукосниматель от шума мотора.
Такие решения позволят услышать все тонкости звучания пластинки, правда, и стоимость их соответствующая.Устройство проигрывателя простое, как велосипед:
Скорость вращения мотора и тип привода
Мотор — сердце винилового проигрывателя. Он должен быть мощным, плавным и бесшумным. Мотор вращает опорный диск и может делать это тремя разными способами:
- С помощью резинового ремня (пассика). Самый популярный тип привода мотора среди меломанов, надежный и обеспечивает равномерное вращение.
- Напрямую. Самый распространенный тип привода среди диджеев — позволяет делать скрэтчи и не бояться, что слетит пассик.
- Роликовый. Прорезиненный ролик прижимается к опорному диску. Наименее распространенный тип из-за того, что передает много вибраций от мотора к диску. Был популярен в старой технике, однако есть и удачные примеры среди современных устройств.
Самые популярные скорости вращения дисков:
- 45 оборотов в минуту для EP, синглов и других маленьких пластинок;
- 33 оборота в минуту для полноценных LP;
- 78 оборотов в минуту ныне устарел и нужен только для старых пластинок из шеллака.
Материал и диаметр опорного диска
Мотор раскручивает опорный диск, на который кладется пластинка. Он должен быть массивным, как маховик, чтобы вращаться равномерно даже при огрехах в работе мотора. При этом он не должен создавать посторонних вибраций.
Самые популярные материалы опорного диска:
- Металл — прочный, массивный, вибростойкий и наиболее популярный среди всех категорий проигрывателей.
- Пластик — не обычный, а специальный, утяжеленный и стойкий к вибрациям, дешевле металла и чаще используется в бытовых моделях.
- Акрил — более технологичный и совершенный, чем пластик, нередко используется в дорогих проигрывателях.
- Стекло и керамика — экзотические материалы, применяемые даже не столько из-за каких-то уникальных параметров, сколько благодаря эффектному внешнему виду.
Диаметр опорного диска обычно равняется 300 мм, плюс-минус 30 мм. Для прослушивания диаметр не имеет особого значения, а вот диджеям удобнее работать с широким диском.
Звукосниматель
Звукосниматели считывают аудио с пластинки и превращаю его в электричество. Они бывают двух типов:
- ММ, или moving magnet — в них магнит прикреплен к игле и движется рядом с закрепленными катушками, создавая в них ток. Популярен во всех устройствах, особенно начального уровня — в том числе потому, что создает довольно высокое выходное напряжение, удобное для большинства усилителей.
- МС, или moving coil — здесь все наоборот: катушки двигаются, магнит закреплен. Сигнал получается довольно слабый, поэтому МС-звукоснимателям понадобится дополнительный предусилитель.
Звукосниматель заключен в специальный картридж, который можно легко сменить. Таким образом, проигрыватель легко апргейдить: на рынке есть тысячи различных звукоснимателей всех возможных ценовых сегментов. Какие-то улучшают динамику звука, некоторые позволяют услышать больше деталей, а какие-то меньше царапают пластинку. Меломаны со стажем нередко имеют по картриджу на каждый жанр музыки.
Форма тонарма
Звукосниматель закреплен на тонарме — он обеспечивает правильное распределение веса и положения иглы относительно пластинки. Наиболее распространены два типа — изогнутый (S-образной формы) и прямой. Изогнутые обычно предпочитают меломаны, прямые — диджеи.
Общее в них то, что они перемещаются по дуге относительно пластинки, в результате возникает погрешность слежения, проявляющаяся как небольшие искажения, особенно заметные в крайних положениях тонарма — в начале и в конце записи.
Изогнутая форма S-образных тонармов призвана компенсировать эти искажения, обеспечивая наименьшую погрешность слежения.
Но всегда есть особенности. Например, прямые тонармы будут интереснее тем, кто в будущем рассчитывает на апгрейд картриджа.
Легкий вес прямых тонармов позволяет им хорошо сочетаться с картриджами уровня Hi-End, которые также делают легкими, чтобы игла свободнее колебалась, а в звуке было больше динамики.
S-образные тонармы, напротив, чаще всего тяжелые, и к ним подходят жесткие картриджи, работающие с большой прижимной силой.
Для записи винила применяется тангенциальный тонарм, в нем записывающая игла расположена на шасси и движется всегда параллельно пластинке.
В Hi-End аппаратуре иногда можно найти такой же, только для воспроизведения звука. Получается, как пластинка записывалась, так она и воспроизводится, погрешность слежения отсутствует, искажений нет. Правда, такие штуки немало стоят и требуют специального ухода.
Автоматика
Полностью автоматизированный проигрыватель подойдет новичку. Нужно нажать лишь кнопку воспроизведения, и устройство само установит тонарм в начало дорожки, а когда та закончится — вернет все на место.
Однако многие меломаны предпочитают сами устанавливать тонарм, поэтому во многих проигрывателях есть лишь функция автостопа, которая в конце записи приподнимет звукосниматель над пластинкой и отключит ее вращение.
Диджеям и аудиофилам автоматика только мешает. Первым — потому что они хотят сами контролировать воспроизведение. Вторым — потому что любая автоматика идет рука об руку с электромагнитными помехами, которые ловит звукосниматель.
Разъемы и интерфейсы
Большинство современных проигрывателей подключаются через RCA разъемы к усилителю или активной акустике.
Диджейские и Hi-End устройства могут быть оборудованы цифровыми портами (например, S\PDIF). Некоторые модели могут подключаться к ПК через USB или беспроводным наушникам по Bluetooth.
Оживить коллекцию старых советских пластинок поможет проигрыватель типа «все в одном». Многие из них позволят даже оцифровать записи и носить их всегда с собой. А внешний вид таких аппаратов понравится любителям винтажа и ретро.
Послушать современные фирменные записи даст возможность проигрыватель со встроенным фонокорректором и ременным приводом. Достаточно лишь подключить его к активным колонкам или усилителю обычными RCA «колокольчиками». Многие модели позволяют отключить встроенный фонокорректор и подключить внешний для апгрейда системы.Отсутствие фонокорректора и прямой привод мотора — верный признак того, что аппарат разрабатывался с учетом потребностей диджеев. Однако и простые меломаны не обходят проигрыватели для диджеев стороной — подкупает качественный звук, надежная конструкция и интересный дизайн.
Источник: https://club.dns-shop.ru/blog/22542-Kak-vyibrat-proigryivatel-vinila/