8 лучших учебников по химии

Содержание

8 лучших учебников по химии – 2019

8 лучших учебников по химии

14.03.2019 11:22:30

Эксперт: Анфиса Вернер

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

С 8 класса в школах начинают изучать химию. К учебникам по этому предмету предъявляют довольно много требований. Наши эксперты выяснили, какое пособие по дисциплине педагоги и ученики считают лучшим. При составлении рейтинга учитывались следующие факторы:

  1. последовательность изложенного материала;
  2. качественная расшифровка определений;
  3. наличие тестовых упражнений и задач разной запутанности;
  4. присутствие в комплекте рабочей книги для учителя, тетради для школьников.

Каждый из представленных учебников имеет свои особенности подачи информации. Стоит познакомиться с ними получше.

лучших учебников по химии

Авторы отразили в своих работах неоспоримую роль химии и ее влияние на жизнь человека. Активное развитие науки в 20 веке стало толчком для создания многих популярных учебных пособий.

Химия. 9 класс. Учебник.Гузей Л.С. и др

: 4.9

На вершине рейтинга располагается двухуровневое пособие для девятого класса. Издание включает материалы, направленные на углубленное изучение предмета.

В книге изложены новые достижения науки, предложены актуальные методики преподавания. Вместе с учебником предусмотрены рабочая тетрадь, пособия для учителей.

Примечательно то, что начинается учебник с раздела «Вспомним прошлый год». Далее речь пойдет о жидких, атомных и молекулярных кристаллах.

Педагоги в восторге от ясного изложения материала, в котором необходимость заучивания информации сведена к минимуму. Школьник начинает осознавать суть практического применения знаний. Это облегчает задачу преподавателя. Именно поэтому книга является лучшим вариантом для начинающих.

Н. Е. Кузнецова Химия 8 класс

: 4.8

Следующий участник рейтинга по достоинству оценен многими преподавателями. В этом учебнике вразумительно и грамотно изложена органическая химия. Радует доступная для школьных умов информация, отдельный раздел с методами современной науки. В тексте представлены различные работы по практике и лабораторные опыты. В конце параграфов предлагаются задания, в том числе и творческие.

Автором пособия является доктор педагогических наук. Кузнецова грамотно и корректно отобразила материал, который носит исследовательский характер.

книги мотивирует учебную деятельность и объединяет знания по физике, химии и биологии. Руководство побуждает к поиску информации и изучению дисциплины в будущем. Язык учебника ясный и научный.

Таким образом «Химия 8 класс» в полной мере отвечает личностным и предметным требованиям.

О. С. Габриелян Учебник по химии для 8 класса

: 4.7

В рамках курса восьмого класса предлагается методическое пособие Габриеляна. Автор книги – профессор и заслуженный учитель РФ. Учебник соответствует Госстандарту образования. Учащимся нравятся красочные рисунки, интересные задания и разные вопросы. Все они способствуют активному усвоению материала.

Сейчас этим пособием пользуются многие классы. В нем присутствуют ясность и смысл сведений. Здесь подробно рассказано о химикатах, а на форзаце отображена таблица Менделеева. Среди недостатков выделяют несоответствие задач возрасту школьников. Некоторые формулировки приходится заучивать наизусть.

Е. Е. Минченков Общая методика преподавания химии

: 4.6

Автор этого учебника предлагает поверхностное и глубокое изучение тем. Подобный подход удобен тем, что школьники лучше воспринимают информацию, усваивают сложные химические термины. Особую роль играет практический эксперимент.

В учебнике грамотно отобран теоретический материал, есть много примеров, которые поясняют изложенные сведения. Текст свободно воспринимается подростками. Вопросы и задачи помогают закрепить материал, сконцентрироваться на главном.

В этом пособии охвачено больше тем, чем в других учебниках. Все, что написано, подкреплено аргументами. Читается издание с большим интересом. Отзывы о нем преимущественно положительные. Книгу сложно найти в печатном варианте, зато она широко доступна в электронном виде.

Химия. 9 класс. Шелинский и Юрова

: 4.5

Завершает рейтинг руководство, которое познакомит учащихся с видами металлов, возможностью применения их в различных областях жизни. В этой книге школьники познакомятся с природой химических связей, строениями предметов, теорией растворов проводников второго рода и т. д. В конце курса учеников ждет сокращенное изложение основ химии органических элементов.

Автором пособия стал преподаватель кафедры химии ЛИТМО, участник ВОВ, главный инженер химического завода, кандидат педагогических наук.

В 2010 году профессора Шелинского не стало, но по его книгам до сих пор занимаются многие ученики, чтобы расширить свой кругозор.

Педагоги обращаются к его учебникам по химии, если хотят глубже познакомиться с материалом, который сжато передан в других книгах.

Лучшие учебники по химии иностранных авторов

Во всех развитых государствах изучению химии отводится особое место. В России эта наука только начинает набирать популярность. Поэтому всем тем, кто хочет пополнить свои знания в области данной сферы, нужно обязательно познакомиться с работами европейских ученых, которые считают химию областью будущего.

Фримантл М. Химия в действии. Часть 1

: 4.9

Пособие Фримантла в двух томах прекрасно подходит для подготовки к Единому государственному экзамену. Оно позволяет восполнить интервалы в школьной программе. Это отличный выбор для студентов-химиков. Весь материал отображен на простом и вразумительном языке.

Здесь есть вся необходимая информация о современной науке. В учебнике нет неподтвержденной теории. Он включает исторические данные, выдержки из популярных публикаций, множество примеров и фотоснимков. Присутствуют в книге схематические таблицы и графики.

Темы изложены в стандартной последовательности.

Стоит учесть, что с 1998 года учебник не издается. Его можно найти в библиотеках, в электронной интернет-версии. Встречается он в магазинах, которые специализируются на вторичной торговле печатными изданиями.

Неорганическая химия, Том первый, Шрайвер, Эткинс

: 4.8

Далее в рейтинге располагается ценное издание по неорганической химии, которое было составлено специалистами из Америки и Великобритании. Авторы занимаются педагогической деятельностью. В своей книге они подробно рассматривают концепции теории, в том числе модели химических связей, теории кислот. Особе внимание уделяется актуальным проблемам науки.

Учебник прекрасно иллюстрирован и содержит богатый справочный материал, много задач разной сложности. На русском языке книга выпускается в двух частях. Это хороший выбор для студентов и педагогов химических факультетов, который позволит расширить свои знания.

Аналитическая химия. Проблемы и подходы. Том 1. Под ред. Р. Кельнера, Ж.-М. Мерме, М. Отто

: 4.7

Последнее учебное пособие создано авторитетными учеными из организации научной деятельности в Европе. Оно рекомендовано в качестве главного руководства по основам химического анализа для студентов и учителей в высших учебных заведениях. Рассматриваемые темы – компьютерные технологии, хемометрика, физические методы анализа, контроль процессов технологий и т. д.

На русском языке пособие выходит в двух томах под руководством ак. Золотова. Оно доступно в интернете для скачивания. Отзывы о нем в основном одобрительные. Это отличный вариант для тех, кто увлечен химией и хочет связать свою жизнь с этой наукой.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Источник: https://expertology.ru/8-luchshikh-uchebnikov-po-khimii/

Лучшие учебники по химии: выбор, рейтинг лучших, авторы, годы издания, подача материала и понятие основ

8 лучших учебников по химии
Образование 16 июня 2018

Рассмотрим лучшие учебники по химии, используемые педагогами при преподавании данной учебной дисциплины в среднем и старшем звене.

В настоящее время к учебникам предъявляются разнообразные и многочисленные требования. Проанализируем ряд особенностей, которые присущи российским книгам, попробуем выяснить, какой учебник химии лучше.

Факторы для оценки

На что обращает внимание педагог, подбирая определенный методический комплект? В первую очередь, учитель анализирует последовательность изложения материала.

Хороший учебник по химии должен содержать систему терминов и понятий, их качественную расшифровку.

Особое внимание педагог уделяет комплектности учебника, выбирая автора, предлагающего книги с 8 по 11 класс, так как переход от одного автора учебника на другого является достаточно неудобным и приносит ребятам и учителю массу проблем.

Общеобразовательный концентр

Лучшие учебники по химии помимо теоретического материала предлагают тестовые упражнения, задачи разного уровня сложности, что позволяет педагогам реализовывать личностно-ориентированный подход при преподавании химии в основной (средней) школе.

С конца прошлого века содержание химического школьного образования основывается на концентрическом принципе. Лучшие учебники по химии учитывают данный факт.

Концентрическая система предполагает три этапа школьного химического образования.

Пропедевтика

Не будем подробно останавливаться на данном этапе, так как далеко не во всех учебных заведениях выделяются часы для введения первоначальных сведений о химических процессах, их признаках, вариантов применения. Лучшие учебники по химии с нуля предполагают преподавание ознакомительного курса «Введение в химию» в 5-7 классах. Например, такой курс предлагает О. С. Габриэлян (издательство «Дрофа»).

Основной уровень

Первым концерном преподавания химии, который хорошо известен учителям-предметникам, отметим методический комплект авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Написан учебник на базе концепции линейного преподавания научных дисциплин.

К сожалению, после модернизации российского образования, внедрения ФГОС нового поколения на основную и старшую ступени обучения, линейный комплект не позволял решать те задачи, которые излагались в обязательном минимуме химического образования.

Оказалось, что это далеко не самый лучший учебник по химии для школьников.

Поэтому в 2000 году на заседании комиссии, в полномочия которой входит утверждение методических комплектов для образовательных учреждений, было принято решение не присваивать комплекту по химии авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г.

Фельдмана гриф «Рекомендовано к использованию в ОУ». Несмотря на это, во многих российских школах педагоги еще несколько лет пользовались этим методическим комплектом, считая, что это лучший школьный учебник по химии.

Специфика концентрической концепции

Переход на такой принцип построения учебного материала потребовал введения в содержание учебника основ органической химии. Подобное введения реализовывалось двумя путями:

  • в комплектах О. С. Габриеляна, Р. Г. Ивановой, Е. Е. Минченкова, Г. И. Шелинского, Н. С. Ахметова информация об органических веществах предлагается в конце 9 класса;
  • в учебниках Л. Кузнецовой и Н. Е. Кузнецовой, Л. С. Гузея знакомство с основными классами органических соединений предлагается в рамках изучения элементов подгруппы углерода (IV-А группы) во 2-3 четвертях 9 класса.

Помимо такого отличия, у каждого учебника есть ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от профессиональных предпочтений педагога.

К примеру, многие учителя убеждены в том, что лучшие учебники по химии должны содержать минимальное число специфических терминов и понятий.

Они убеждены, что этим требованиям в полной мере соответствует методический комплект Л. С. Гузея (издательство «Дрофа»).

В нем материал излагается так, чтобы свести к минимуму необходимость механического заучивания новых сведений. Материал в данной книге излагается так, чтобы ученик осознавал его практическое применение, что существенно упрощает задачу педагога. Именно поэтому долгое время это был лучший учебник по химии для начинающих.

Комплект О. С. Габриеляна

В этом методическом комплекте, созданном для 7-11 классов, теоретический материал по химии предлагается на первом году обучения, то есть в рамках курса восьмого класса.

Среди минусов, которые можно отметить для данного комплекта по химии, педагоги называют несоответствие материала психологическим и возрастным особенностям школьников.

Они могут воспринимать научный материал по химии не в логике его осознания, а в качестве абстрактного образа.

[attention type=red]
Формулировки законов, основные определения, восьмиклассники заучивают наизусть, что негативно отражается на качестве универсальных учебных навыков обучающихся, снижает их интерес к предмету.
[/attention]

Курс неорганической химии построен автором учебника так, что на девятый класс выносится только материал, связанный с периодической системой элементов.

Данный материал не состыкуется с темой «Строение атома», которая рассматривается в курсе физики в 8 классе.

Отсутствие межпредметной связи – это основная причина трудностей, испытываемых ребятами при сопоставлении окислительных и восстановительных свойств металлических и неметаллических элементов.

Комплект по химии Н. Е. Кузнецовой

В нем достаточно понятно и качественно представлена органическая химия. Лучший учебник выбрать достаточно сложно, но комплект Н. Е. Кузнецовой, опубликованный издательством «Вентана-Граф», по достоинству оценен многими школьными учителями химии.

Педагоги отмечают присутствие в комплекте четко изложенного методологического материала. Отдельное место автор уделил методам, применяемым в современной химии, предложив в учебнике раздел «Методы химии».

Курс Р. Г. Ивановой

Комплект рассчитан на 8-11 классы, опубликован издательством «Просвещение». Он является единственным методическим комплектом по химии, в рамках которого оговаривается предварительное изучение учениками 6-7 классов пропедевтического курса «Естествознание».

Ребята в ходе такого курса получают первоначальные представления о химических терминах на молекулярном и эмпирическом уровне.

Учитель дает понятие валентности, простых и сложных соединений, вводит основные классы неорганических веществ: оксиды, кислоты, соли, основания.

Преимущества комплекта Р. Г.

Ивановой заключаются в том, что до того, как ребята начнут изучать химию в восьмом классе, у них уже будут сформированы основные представления о методике составления химических уравнений, расстановке в них стереохимических коэффициентов. Ученики с легкостью составляют формулы бинарных соединений по валентности, владеют практическими умениями и навыками, знают основные правила техники безопасности.

Это дает учителю возможность в начале восьмого класса сразу приступать к изучению строения атома, сэкономив время. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях администрация разрешает учителям химии выбирать методический комплект данного автора. Причина заключается в необходимости выделения дополнительных часов на данный учебный предмет в 6(7) классах.

Курс Е. Е. Минченкова и др

Специфика данного методического комплекта, опубликованного издательством «Школа Пресс» заключается в том, что его авторы сначала предлагают поверхностное знакомство с темами, а затем предлагают учителю рассмотреть их на более глубоком уровне. Подобный подход способствует лучшему восприятию школьниками сложных химических терминов, запоминанию материала, осознанию возможности его практического использования.

Существенное место в данном химическом курсе авторы отвели практическому эксперименту. Учебник включает материал, при преподавании которого, педагог открывает своим воспитанникам единство материального мира.

Заключение

Анализируя основные методические комплекты, применяемые в настоящее время при преподавании школьного курса химии, отметим, что каждый из них обладает определенными положительными и отрицательными чертами. Именно поэтому трудно выбрать универсальный учебник.

Каждый педагог подбирает себе те учебники, которые, по его мнению, наиболее понятны и удобны для школьников. Среди требований, предъявляемым к школьным книгам по химии, которые необходимо учитывать всем учителям, отметим наличие у книги грифа «Рекомендована МО РФ».

На что еще обращают внимание учителя, выбирая для работы определенный методический комплект? Желательно, чтобы помимо учебника, автором была создана рабочая книга для педагога, тетрадь для учеников, а также сборники задач и упражнений.

[attention type=green]
Например, курс С. И. Шелинского (издательство «Специальная литература») содержит лучшую, на взгляд многих учителей, научно-теоретическую основу школьного курса химии, но не предполагает дополнительной методической литературы.
[/attention]

Несмотря на то многообразие методической литературы, которое предлагается в настоящее время учителях химии средней и старшей школы, довольно сложно выделить один универсальный учебник, обладающий только положительными характеристиками.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/279463/

Общеобразовательный концентр

Лучшие учебники по химии помимо теоретического материала предлагают тестовые упражнения, задачи разного уровня сложности, что позволяет педагогам реализовывать личностно-ориентированный подход при преподавании химии в основной (средней) школе.

С конца прошлого века содержание химического школьного образования основывается на концентрическом принципе. Лучшие учебники по химии учитывают данный факт.

Концентрическая система предполагает три этапа школьного химического образования.

Основной уровень

Первым концерном преподавания химии, который хорошо известен учителям-предметникам, отметим методический комплект авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Написан учебник на базе концепции линейного преподавания научных дисциплин.

К сожалению, после модернизации российского образования, внедрения ФГОС нового поколения на основную и старшую ступени обучения, линейный комплект не позволял решать те задачи, которые излагались в обязательном минимуме химического образования.

Оказалось, что это далеко не самый лучший учебник по химии для школьников.

Поэтому в 2000 году на заседании комиссии, в полномочия которой входит утверждение методических комплектов для образовательных учреждений, было принято решение не присваивать комплекту по химии авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г.

Фельдмана гриф «Рекомендовано к использованию в ОУ». Несмотря на это, во многих российских школах педагоги еще несколько лет пользовались этим методическим комплектом, считая, что это лучший школьный учебник по химии.

Комплект О. С. Габриеляна

В этом методическом комплекте, созданном для 7-11 классов, теоретический материал по химии предлагается на первом году обучения, то есть в рамках курса восьмого класса.

Среди минусов, которые можно отметить для данного комплекта по химии, педагоги называют несоответствие материала психологическим и возрастным особенностям школьников.

Они могут воспринимать научный материал по химии не в логике его осознания, а в качестве абстрактного образа.

[attention type=red]
Формулировки законов, основные определения, восьмиклассники заучивают наизусть, что негативно отражается на качестве универсальных учебных навыков обучающихся, снижает их интерес к предмету.
[/attention]

Курс неорганической химии построен автором учебника так, что на девятый класс выносится только материал, связанный с периодической системой элементов.

Данный материал не состыкуется с темой «Строение атома», которая рассматривается в курсе физики в 8 классе.

Отсутствие межпредметной связи – это основная причина трудностей, испытываемых ребятами при сопоставлении окислительных и восстановительных свойств металлических и неметаллических элементов.

Курс Р. Г. Ивановой

Комплект рассчитан на 8-11 классы, опубликован издательством «Просвещение». Он является единственным методическим комплектом по химии, в рамках которого оговаривается предварительное изучение учениками 6-7 классов пропедевтического курса «Естествознание».

Ребята в ходе такого курса получают первоначальные представления о химических терминах на молекулярном и эмпирическом уровне.

Учитель дает понятие валентности, простых и сложных соединений, вводит основные классы неорганических веществ: оксиды, кислоты, соли, основания.

Преимущества комплекта Р. Г.

Ивановой заключаются в том, что до того, как ребята начнут изучать химию в восьмом классе, у них уже будут сформированы основные представления о методике составления химических уравнений, расстановке в них стереохимических коэффициентов. Ученики с легкостью составляют формулы бинарных соединений по валентности, владеют практическими умениями и навыками, знают основные правила техники безопасности.

Это дает учителю возможность в начале восьмого класса сразу приступать к изучению строения атома, сэкономив время. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях администрация разрешает учителям химии выбирать методический комплект данного автора. Причина заключается в необходимости выделения дополнительных часов на данный учебный предмет в 6(7) классах.

Специфика данного методического комплекта, опубликованного издательством «Школа Пресс» заключается в том, что его авторы сначала предлагают поверхностное знакомство с темами, а затем предлагают учителю рассмотреть их на более глубоком уровне. Подобный подход способствует лучшему восприятию школьниками сложных химических терминов, запоминанию материала, осознанию возможности его практического использования.

Существенное место в данном химическом курсе авторы отвели практическому эксперименту. Учебник включает материал, при преподавании которого, педагог открывает своим воспитанникам единство материального мира.

Заключение

Анализируя основные методические комплекты, применяемые в настоящее время при преподавании школьного курса химии, отметим, что каждый из них обладает определенными положительными и отрицательными чертами. Именно поэтому трудно выбрать универсальный учебник.

Каждый педагог подбирает себе те учебники, которые, по его мнению, наиболее понятны и удобны для школьников. Среди требований, предъявляемым к школьным книгам по химии, которые необходимо учитывать всем учителям, отметим наличие у книги грифа «Рекомендована МО РФ».

На что еще обращают внимание учителя, выбирая для работы определенный методический комплект? Желательно, чтобы помимо учебника, автором была создана рабочая книга для педагога, тетрадь для учеников, а также сборники задач и упражнений.

[attention type=green]
Например, курс С. И. Шелинского (издательство «Специальная литература») содержит лучшую, на взгляд многих учителей, научно-теоретическую основу школьного курса химии, но не предполагает дополнительной методической литературы.
[/attention]

Несмотря на то многообразие методической литературы, которое предлагается в настоящее время учителях химии средней и старшей школы, довольно сложно выделить один универсальный учебник, обладающий только положительными характеристиками.

Источник: https://FB.ru/article/394595/luchshie-uchebniki-po-himii-vyibor-reyting-luchshih-avtoryi-godyi-izdaniya-podacha-materiala-i-ponyatie-osnov

8 Лучших учебников по химии – рейтинг 2019 | Оракал

8 лучших учебников по химии

С 8 класса в школах начинают изучать химию. К учебникам по этому предмету предъявляют очень много требований. Наши специалисты выяснили, какое пособие по дисциплине воспитатели и ученики считают оптимальным. При создании рейтинга учитывались следующие факторы:

  1. очередность изложенного материала;
  2. хорошая расшифровка определений;
  3. наличие тестовых тренировок и задач различной запутанности;
  4. присутствие в наборе рабочей книги для учителя, тетради для учащихся начальной школы.

Любой из предоставленных учебников имеет собственные характерности подачи информации. Стоит ознакомиться с ними предпочтительней.

лучших учебников по химии

Номинацияместоучебникрейтинг
Отличные учебники по химии российских авторов1Химия. 9 класс. Учебник.Гузей Л.С. и др.4.9
2Н. Е. Кузнецова Химия 8 класс4.8
3О. С. Габриелян Учебник по химии для 8 класса4.7
4Е. Е. Минченков Общая методика преподавания химии4.6
5Химия. 9 класс. Шелинский и Юрова4.5
Отличные учебники по химии зарубежных авторов1Фримантл М. Химия в действии. Часть 14.9
2Неорганическая химия, Том первый, Шрайвер, Эткинс,4.8
3Аналитическая химия. Проблемы и подходы. Том 1. Под ред. Р. Кельнера, Ж.-М. Мерме, М. Отто.4.7

Отличные учебники по химии российских авторов

Авторы отразили в собственных работах неоспоримую роль химии и ее воздействие на человеческая жизнь. Активное развитие науки в двадцатом веке стало толчком для создания многих распространенных учебных пособий.

Химия. 9 класс. Учебник.Гузей Л.С. и др

На верхушке рейтинга размещается двухуровневое пособие для девятого класса. Издание включает материалы, которые направлены на углубленное усвоение предмета.

В книге изложены новые достижения науки, предложены важные методики преподавания. Наряду с учебником учтены тетрадь для работы, пособия для педагогов. Интересно то, что начинается учебник с раздела «Вспомним прошедший год».

Дальше речь пойдёт о жидких, атомных и молекулярных кристаллах.

Воспитатели в восторге от ясного изложения материала, в котором необходимость заучивания информации сведена до минимума. Учащийся начальной школы начинает понимать суть использования на практике знаний. Это делает задачу легче преподавателя. Благодаря этому книжка считается прекрасным вариантом для начинающих.

Отличные учебники по химии зарубежных авторов

Во всех развитых государствах изучению химии отводится особенное место. В нашей стране эта наука лишь начинает набирать востребовательность. Благодаря этому всем тем, кто желает пополнить собственные знания в области этой сферы, необходимо обязательно ознакомиться с работами европейских ученых, которые считают химию областью грядущего.

5 книг о химии – книги на ПостНауке

8 лучших учебников по химии
Пять, даже самых лучших книг, не способны охватить все области современной химии.

Поэтому в данном материале представлены книги, которые прокладывают путь освоения этой интересной науки, начиная с самых простых явлений и заканчивая сложными превращениями, определяющими существование живого организма. Среди них три выдающиеся, на мой взгляд, учебника и две занимательные книги для школьников, способные их увлечь и заинтересовать.

1

Семьдесят богатырей», А. Ивич; Рис. Э. Беньяминсона, Б. Кыштымова, М. Дет. лит. 1986

Мне было пять лет, когда однажды мама меня привела в книжный магазин. Там я обратил внимание на красочно оформленную книжку, стоящую на полке. К этому моменту я уже умел читать и прочитал ее название: «Семьдесят богатырей». Мне, маленькому мальчику, естественно, захотелось книжку о богатырях, поэтому я стал просить ее купить.

Мама посмотрела содержание и сказала, что она совсем не о богатырях и мне, наверное, не будет это интересно. Однако богатыри крепко держали мое воображение, я стал настаивать, и мне ее купили.

Так случилось, что именно эта небольшая книга определила мою будущую специальность и, во многом, судьбу, поскольку прочитав ее в пятилетнем возрасте, я решил, что стану химиком. Книга рассказывает о семидесяти металлах, их различных свойствах и чудесных превращениях.

Предназначена она для школьников младших классов и написана известным популяризатором науки Александром Ивичем. Кого-то из детей она может и оставит равнодушным, а кого-то, как и меня, увлечет для чтения других книг по химии. Жаль, что эта и многие другие книги автора давно не переиздавались в России.

2

«Увлекательная химия. Просто о сложном, забавно о серьезном», М. М. Левицкий, Москва, АСТ: Астрель, 2008

Книга предназначена для старшеклассников. В ней, действительно, в увлекательном стиле рассказывается о различных проблемах химии и поиске их решений.

Каково строение бензола и как ученые пытались его установить? Как к правильным выводам о строении сложных комплексных соединений можно прийти путем логических рассуждений? Как между собой связаны химия и эстетика? Серьезные научные проблемы, о которых говорится в главах этой книги, дополнены многочисленными историческими очерками и веселыми пассажами.

Просто и наглядно рассказывается о строении полимеров, стереоизомерии, ядерных реакторах, трансурановых элементах, фуллеренах, силоксанах и т. д. При этом об этих сложных веществах и явлениях написано легким языком, с большим количеством наглядных иллюстраций.

А в конце книги автор предлагает читателю немного отдохнуть от серьезных проблем и улыбнуться шуткам, которые так или иначе связаны с химией. Однако и в этих заключительных главах читатель найдет немало важной, интересной и поучительной информации. Школьники, прочитавшие эту книгу, будут по-другому смотреть на химию. Она удаляет с этого предмета налет скуки, навеваемой традиционными школьными учебниками.

3

«Химия. Курс для средней школы», Г. Сиборг, Москва, Издательство Мир, 1972

В конце 50-х годов прошлого века правительством США была поставлена задача серьезно реформировать национальную систему образования, прежде всего в области естественных наук. Решение реформировать систему образования, включая школьное, было ответом на успехи СССР в космической и атомной области в те годы.

Лауреат Нобелевской премии Глен Сиборг возглавил комитет по изучению путей интеграции науки и образования. Решения этого комитета фактически определили развитие науки в США в последующие годы и нынешний статус этой страны. Непосредственно под руководством Глена Сиборга группой американских ученых был создан учебник по химии для колледжей.

В конце 60-х годов он был переведен на русский язык и издан в то время у нас в стране достаточно высоким тиражом. Он кардинально отличается от наших школьных учебников, заставляя думать и анализировать результаты экспериментов, а не запоминать факты и зазубривать формулы. Он дает возможность ученикам приобщиться к научному процессу получения знаний.

Вместе с тем, в нем в доступной и достаточно популярной форме изложены серьезные проблемы химии. Теоретические рассуждения рассматриваются в тесной связи с результатами химических экспериментов. Книга превосходно иллюстрирована.

Мне посчастливилось учиться именно по этому учебнику, поскольку в нашей физико-математической школе была свобода выбора базового учебника. Боюсь, что наша нынешняя система образования такой свободы не предусматривает, а риск ухудшить результаты ЕГЭ не дает возможности даже прогрессивному учителю экспериментировать в этой области.

Быть может, поэтому учебник Сиборга не переиздавался у нас в стране уже более 40 лет? Однако если бы он был выбран в качестве базового в наше время, отношение к химии у многих школьников кардинально бы поменялось.

4

«Органическая химия», Р. Моррисон, Р. Бойд, Москва, Издательство Мир, 1974

На мой взгляд, это один из лучших учебников по органической химии начального уровня. Одно из основных его достоинств — стройная логика изложения материала. Он закладывает прочный фундамент понимания принципов органической химии, который легко будет помогать удерживать новые данные, теории и факты.

Учебник построен по классическому принципу, с расположением материала, преимущественно, в соответствии с классами органических соединений. Вместе с тем, от большинства других учебников органической химии его отличает стройная логика изложения и хорошая теоретическая база. Изложение начинает глава, посвященная теории строения органических соединений.

Рассматриваются термодинамические и кинетические аспекты химических реакций с участием органических соединений. Такое рассмотрение дает читателю понимание, почему та или иная реакция протекает по своему конкретному механизму, почему заместители входят в то или иное положение органической молекулы и т. д.

 Много внимания уделяется вопросам стереохимии и использованию спектральных методов для установления строения органических соединений. После каждой главы приведены многочисленные задачи, решение которых способствует закреплению прочитанного материала.

Несмотря на большой объем представленной информации, хороший язык авторов и легкий стиль изложения делают этот учебник доступным для понимания не только студентам, но и старшеклассникам. Я бы рекомендовал его в качестве школьного учебника по органической химии для школ с углубленным изучением естественных наук.

5

«Основы биохимии» в трех томах, А. Ленинджер, Москва, издательство Мир, 1985

Из всего обилия имеющихся учебников и книг по биохимии, биохимия Ленинджера, безусловно, является «библией». Как пишут в предисловии к русскому изданию редакторы перевода, в числе которых основатель института молекулярной биологии РАН академик В. А.

 Энгельгардт, главной целью учебника Ленинджера является не изложение конкретных фактов о структурах и механизмах, обеспечивающих работу живого организма, а разъяснение принципов, лежащих в основе процессов жизнедеятельности. Эти принципы автор называет молекулярной логикой живых процессов.

Впрочем, и по обилию фактов и информации учебник Ленинджера не уступает многим справочным изданиям. Изучение биохимии по учебнику Ленинджера является необходимым для студентов, специализирующихся в самых разных областях — химии, биологии, экологии, медицины, фармакологии и даже физики.

Важно отметить то, что биохимия и молекулярная биология являются одними из наиболее быстро развивающихся областей современной науки. Поэтому еще при своей жизни автор несколько раз перерабатывал свой учебник, впервые изданный в 1970 году, включая в него новые данные и новые концепции.

Но этот процесс не остановился и после смерти автора в середине 80-х годов прошлого века. На основе знаменитого учебника Ленинджера его учениками было подготовлено новое издание, являющееся развитием этой классической книги: «Основы биохимии Ленинджера», Д. Нельсон, М. Кокс, Москва, Бином, 2011.

Объем учебника увеличивается, но логика изложения материала остается столь же строгой, обеспечивая стабильность фундамента «молекулярной логики живого». Только такой стабильный фундамент может выдержать быстрый рост многочисленных зданий наук о жизни.

Источник: https://postnauka.ru/books/13325

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.